Сокольники район Москвы

Сокольники район Москвы

Сокольники — район в Восточном административном округе города Москвы, а также одноимённый муниципальный округ. На территории района Москвы Сокольники расположен самый посещаемый в городе парк «Сокольники». Сокольниками изначально назывался вековой сосновый бор, примыкавший к Москве с северо-восточной стороны. Продолжением этого бора является парк Лосиный остров.

Как очевидно следует из названия московского района Сокольники, в отдаленном прошлом (XVI—XVII века) это было одно из излюбленных подмосковных мест великокняжеской, а позже и царской соколиной охоты.

Собственно «сокольниками» звали дрессировщиков охотничьих птиц. Глухие леса, начинавшиеся отсюда, простирались на северо-восток. Остатки этой девственной чащи до сих пор видны на карте Москвы и ее ближних окрестностей: зеленый «язык», то тут, то там пересеченный пестрыми пятнами растущих городов агломерации, тянется по линии ПКиО «Сокольники» — Яузский лесопарк — Лосиный остров — Гребневское лесничество — Воре-Богородское лесничество — и так далее, до самого владимирского Ополья.

Впрочем, лес, как единый массив, исчез уже при царе Алексее Михайловиче, уступив место разрозненным рощам, где при Петре I был прорублен просек, существующий до сих пор. Это крайний восточный просек, именуемый «Майским», идущий от Сокольнического круга в сторону Оленьей рощи.

«Майским» просек стал не случайно: первомайское гулянье в Сокольниках, оно же «Немецкие столы» было известно на всю Москву. Традицию в Первопрестольную привнесли... нет, не немцы, а плененные под Полтавой шведы, которых Петр I поселил в этих краях, затем ее переняло и коренное население. Задолго, заметьте, до социалистических первомаев.

После пожара Москвы 1812 года Сокольники послужили городскому хозяйству: здесь в массовом порядке рубили лес для восстановления сгоревших деревянных домов. Впрочем, природа быстро взяла свое, отдав то, что было нужно человеку, Сокольническая роща вновь разрослась и продолжала радовать горожан, ищущих отдохновения. В 1840-е годы появилась столь знакомая москвичам веерно-лучевая роща стала потихоньку превращаться в более-менее систематизированный парк.

В 1878 году город купил Сокольническую рощу вместе с соседней Оленьей, и парк был организован уже официально. Вперемежку с нетронутыми участками леса были обустроены полянки для отдыха, клумбы и «лабиринты», на прудах появились лодочные станции...

Отдаленные участки облюбовали дачники. А в центре, на открытой сцене, установленной внутри Сокольнического круга, давали концерты, ставили спектакли и даже оперные постановки!

Для Сокольников XIX век стал эпохой стремительного развития. Некогда популярные у монарших особ охотничьи угодья превратились сначала в парк, окруженный дачами, а затем в промышленный квартал с фабриками, заводами, жилыми домами, а также множеством, как сказали бы теперь, социально значимых объектов — больниц, богаделен, приютов и бесплатных квартир. Известно, что к 1900 году в Сокольниках насчитывалось свыше семидесяти улиц и переулков. А семью годами позже, согласно статистическим данным, здесь жили почти 27 тысяч человек, причем 70% из них были, что называется, пришлые.

В Сокольниках имелся целый медицинский городок — наподобие Девичьего поля, с той только разницей, что лечебные учреждения Девичьего поля были еще и научными центрами, там работали светила тогдашней медицины, а в Сокольниках располагались больницы для небогатых горожан. Все они, как и здешние богадельни, строились на деньги купцов — благотворительность у торгового сословия в России всегда была в особом почете.

Пришедший было в запустение после революции, парк был заново благоустроен в 1930-е годы и с тех пор закрывался только один раз — во время битвы за Москву и советского контрнаступления 1941 —1942 годов.

Помимо исторического парка, истории в Сокольниках осталось не так уж много. Точнее, осталось, но ее нужно искать среди «каменных джунглей». Многоэтажками район начали застраивать еще в советскую эпоху, с каждой новой бетонной коробкой разрушая очарование старого района: уже тогда прежняя высотная доминанта локального масштаба — знаменитая каланча Сокольнической полицейской пожарной части (М.К. Геппенер, 1881 —1884 годы) — выглядела весьма подавленно.

В парке «Сокольники» в наши дни.  Громада высотной новостройки давит даже отсюда.

В «лужковские» же годы прямо напротив нее выстроили кошмарный 150-метровый хай-тек, растоптавший не только каланчу, но и весь район. Архитектурно-планировочный монстр, как наглый бастард, вторгся в неподготовленную к его появлению среду, перечеркнул исторически сложившуюся «систему координат», задал новый масштаб... да так и остался одиноким, никак не связанным с окружающей застройкой переростком сомнительных эстетических качеств.

Продолжая путь по Стромынке, обращаешь внимание сначала на конструктивистскую «шестеренку» справа: памятник советской архитектуры, бывший клуб имени Русакова, построенный в 1927—1929 годах по проекту архитектора Константина Мельникова. Очень прогрессивное, между прочим, для своего времени здание: раньше внутри был механизм, позволявший... двигать стены, по желанию разделять и совмещать несколько залов. С течением времени эта машинерия, крайне сложная в обслуживании, была ликвидирована. Недавно здание отремонтировали, но машинерию восстанавливать не стали.

После «шестеренки» стоит бросить взгляд на обрамляющие улицу с двух сторон краснокирпичные постройки — Стромынка, 7 и Стромынка, 10: больница-богадельня братьев Боевых, ныне Городская клиническая больница №5 (слева) и Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом (справа).

В правом здании — домовая церковь Николая Чудотворца при Боевской богадельни. Выделяется большим куполом в русско-византийском вкусе.

Районы Москвы.


Саша Митрахович 23.03.2018 09:07
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча