Спасо-Преображенский храм снаружи

Конструктивной основой Спасо-Преображенского храма Кижского погоста является восьмерик (восьмигранный сруб) с четырьмя двухступенчатыми прирубами, ориентированными по сторонам света. Алтарный (восточный) прируб в плане имеет форму пятиугольника. С западной части к основному объему примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик храма поставлены еще два, меньших размеров, что придает храму «пирамидальность».
Сколько глав на церкви Преображения господнего в Кижах
Преображенская церковь сегодня имеет двадцать две главы, размеры и форма которых различаются от яруса к ярусу, как будто задавая всему зданию особый «ритм». Первоначально, по всей видимости, храм имел двадцать пять глав (согласно данным путешественника Я. Я. Мордвинов, бывшего на Кижах в 1752 году). Следующий отзыв о числе глав Преображенского храма принадлежит перу Н.Я. Озерецковского — он насчитал их двадцать три.
Что касается Покровской церкви, то она, существуя до середины XVIII века в шатровом исполнении, имела всего две главы. Несомненно, что приведение числа глав храмового ансамбля к определенному числу (33: 22 на Преображенском храме, 10 на Покровском, 1 на колокольне) связано с христианской символикой. 33 главы по числу 33 лет земной жизни Спасителя.
Главки деревянных церквей традиционно покрывают осиновым лемехом — дощечками, имеющими с одной стороны клинообразное (уступами) либо округлое завершение. Осину в качестве материала для лемеха выбирают благодаря ее особым свойствам: со временем она начинает красиво серебриться на солнце.
Многоглавие Спасо-Преображенской церкви в Кижах не явилось ошеломляющей новинкой в русском зодчестве. Скорее — это хорошо забытое старое, ведь из летописей известно, что первый (деревянный) Софийский собор в Новгороде был «о тринадцати верхах». Это число символизировало Спасителя и двенадцать апостолов. Интересное наблюдение сделала также исследователь В. А. Гущина, связав кижское многоглавие с более распространенным шатровым завершением северных деревянных церквей: «Многоглавие Преображенской церкви, собранное в четко выраженный пирамидальный силуэт, словно возродило шатровое завершение, утвердив его в новой многоглавой форме...»
Примыкающая с западной стороны к основному срубу Преображенской церкви трапезная покрыта трехскатной кровлей. Вход в нее оформлен двухвсходным крыльцом. Трапезная в северном храме являлась самой «светской» его частью. Здесь производились записи о венчании, крещении, отпевании. И здесь же проходили крестьянские сходы (суемы), а также решались многие насущные для жизни прихода дела.
Стены церкви Спаса Преображения срублены самым распространенным способом — «в обло» (или «в чашу»), когда бревна укладываются в венцы «с остатком». В бревне при таком способе кладки сверху делают выемку, в которую помещается вышележащее бревно