Спицын Сергей Николаевич
Когда Сергей Спицын был совсем маленьким, в конце 1920-х годов, его отца арестовали за участие в религиозной группе «Воскресенье» и сослали на Соловки, где он вскоре умер. Мать была учительницей, получившей еще дореволюционное образование и прошедшей вынужденную переподготовку, чтобы доказать свое право работать в советских школах. Она трудилась в маленьких городах или в деревнях, стараясь не привлекать к себе внимания, чтобы на судьбе сына не отразилась судьба его отца, а перед войной вернулась под Ленинград, в поселок Сергиево. Здесь их застигла война.
Немцы заняли окрестности города почти мгновенно. В своих воспоминаниях Спицын Сергей Николаевич рисует страшную картину того, как это происходило: советские части едва успевали покинуть город - бывало, они шли по одной улице, а на соседней уже появлялись немецкие автоматчики.
17-летний Сергей, записавшийся в отряд ополченцев, чуть не столкнулся с таким автоматчиком - он до последнего момента пытался найти мать.
Соединившись с отрядом, юноша тут же был отправлен на «Невский пятачок» - плацдарм на берегу Невы, который наши части героическими усилиями удерживали в течение многих месяцев, неоднократно пытаясь прорвать кольцо блокады. Попытки были обречены - немцы прямой наводкой стреляли по открытому пространству, на котором солдаты старались закрепиться, чтобы затем хоть немного продвинуться вперед. Спицын чудом остался в живых, а затем был переведен в связисты, поскольку имел среднее образование, и так прошел всю войну. Победу он встретил под Прагой.
Сергей с детства любил рисовать и еще до войны учился в Ленинградской средней художественной школе при Академии художеств. Спустя семь лет ему наконец удалось продолжить и завершить образование.
В 1950-е годы Сергей Николаевич Спицын стал известен как книжный художник-иллюстратор: так, например, все переиздания знаменитой «Республики ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева выходили с его рисунками. Он также иллюстрировал детские повести Юрия Томина, книги таких известных писателей, как Э. Казакевич, В. Конецкий, Р. Погодин. Серия литографий к поэме Твардовского «Дом у дороги», к сожалению, осталась неопубликованной. Тема войны не давала покоя художнику, и он создает серию офортов: «1941 год», «Отступление», «Бой», «Затишье».
Казалось бы, ему суждена спокойная жизнь обычного советского художника. Но в 1963 году жизнь Спицына резко изменилась: он познакомился с группой последователей Казимира Малевича и всерьез увлекся русским авангардом. Соратники стали собираться дома у Спицына в Петергофе и назвали свой кружок «Старопетергофская школа». В 1960-1970-е годы, когда об искусстве русского авангарда вспоминать еще было довольно опасно, Спицын его активно пропагандирует, изо всех сил способствует его возвращению и устраивает выставки знаменитых художников: Филонова, Малевича, Гончаровой и Ларионова.
Сам он с начала 1970-х годов тоже старается работать в эстетике авангарда, вырабатывая при этом собственные художественные принципы: в работах Спицына русский авангард сочетается с традициями русской иконописной школы. Так появляются его более поздние работы, выполненные по мотивам русских фресок - «Фрески Дионисия. Фера-понтово», «Святители», «Иноки».
В 1988 году именно Сергей Николаевич Спицын первым подал идею о возвращении Михайловского собора верующим, а затем писал письма во все инстанции, вплоть до XIX партконференции в Москве. Когда же его борьба увенчалась успехом, он обратился к собору свв. апп. Петра и Павла в Петергофе, чем несказанно поразил чиновников - вам уже вернули один храм, зачем вам другой по соседству? Но и здесь бывший фронтовик добился победы.
Сергей Николаевич Спицын скончался в 2014 году в возрасте 90 лет, успев застать то время, когда собор Архангела Михаила в Ломоносове и Петропавловский собор в Петергофе стали средоточием веры, источником евангелизации и активной приходской жизни.