Старочеркасский Войсковой собор внутри

Старочеркасский Войсковой собор внутри

Удивительный резной иконостас с иконами середины XVIII века. Однако «старая» храмовая живопись образами иконостаса не исчерпывается. При этом стены собора лишены росписей — за исключением небольшой площади горнего места в алтаре, расписанного в 1784 году послушником Киево-Печерской Лавры Филиппом Симановичем. Объясняют эту «пустоту» по-разному. Одна из версий — таким образом хотели подчеркнуть «прекрасность» иконостаса. Другая версия — Воскресенский собор был «холодным» храмом, и в условиях серьезного перепада температур вряд ли имело смысл украшать собор фресками.

Некоторой компенсацией этого недостатка стали уникальные (действительно уникальные — аналоги подыскать трудно) росписи нижней части хор, выполненные в 1751 году. Хоры, поднятые на высоту три метра от пола собора, представляют собой деревянный балкон длиной 54 метра, протянувшийся вдоль трех стен и опирающийся на деревянный кронштейн. Вот здесь, на досках последнего (их число варьируется от четырех до шести, что составляет около 135 сантиметров), и размещены росписи. Все они иллюстрируют события Библии и распадаются на два цикла — ветхозаветный и новозаветный. Первые выделены барочным орнаментом, по своей форме близким к квадрату, вторые — орнаментом в форме круга. Внизу каждой композиции находится картуш с комментарием — иногда в виде силлабического двустишия. Встречаются и «субтитры» на самом изображении. Так, в «Познании греха» в солнечный круг вписан возглас Бога: «Адаме! где еси?», а под фигурами устыдившихся своей наготы Адама и Евы значится: «И грознаго Божиа гласа встрепеташа, И скрышася, грех бо свой обои познаша».

К 1970-м годам росписи хор находились в ужасающем состоянии: пятая часть их осыпалась, остальные держались на честном слове. Как выяснили реставраторы, щели между досками были проклеены холстом, который при хождении людей по галерее «играл», провоцируя осыпание красочного слоя с мест стыка и прилегающих к ним площадей. Героическая работа реставраторов увенчалась успехом — и хотя стыки досок по-прежнему выглядят «увечными», общий ансамбль росписи теперь можно рассматривать долго и с пользой для себя. Исполнение восхищает — очевидно, что автор в своей работе стремился к специфически понятому им «реализму», но это стремление уравновешивается естественным примитивизмом, необыкновенно симпатичным, что не позволяет живописному ансамблю превратиться в дурную кальку академической живописи. Авторов росписей было два — один трудился над ветхозаветным циклом, а другой — над новозаветным.

Заканчивая рассказ об интерьере Воскресенского собора, упомянем центральное паникадило — историческое в своем роде: оно было вывезено казаками из Азова в 1643 году, о чем сообщает надпись, выбитая на нем. Весит это паникадило около 550 килограммов.


Саша Митрахович 30.08.2017 07:38
Загрузка...

Читать следующую статью

Войсковой храм Старочеркасское график работы контакты богослужения как добраться расположение на карте

Читать предыдущую статью

Архитектура Старочеркасского Войскового собора

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча