Строительство Никольского собора Казани

Складывался архитектурный ансамбль Никольского собора в Казани постепенно. В 1565 году на его месте, согласно данным писцовых книг, существовала деревянная церковь во имя святителя Николая, именовавшаяся церковью Николы Боровского. В конце XVII века ее сменила каменная церковь, которую называли Николо-Низской — чтобы отличать от других Никольских храмов, расположенных поблизости. А «Низская» — значит «нижняя», расположенная «на низу», под горой. В новой каменной церкви был теплый придел в честь Рождества Христова, а как архитектурный факт она представляла собой бесстолпный одноглавый объем.
В 1696—1703 годах рядом с Никольским собором в Казани выросла зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы — очень скромная по размерам, но в миниатюре повторяющая все «повадки» древнерусских соборов: шесть столпов, пять глав, три апсиды (впрочем, пятиглавие Покровский храм приобрел уже в конце XIX века, а изначально был, скорее всего, одноглавым). В 1720-е годы ансамбль обогатился пятиярусной колокольней — очень изящным памятником раннего барокко.
К середине XIX века самый старый элемент храмового комплекса — Николо-Низский храм — пришел в совершенную ветхость, чему способствовали многочисленные пожары, которые ему пришлось пережить. В 1880-е годы его разобрали и выстроили на этом месте новую церковь в суховатом эклектическом стиле.
Следом настал черед и Покровского храма: по всей видимости, именно к 1892 году он был перестроен, получив свои, теперь уже привычные глазу казанца пять изящных глав. Создалась оригинальная ситуация: после перестройки придел вдруг оказался больше «основного» престола. Отсюда и возобладание в будущем общего для всего собора названия Никольский.
Любопытная подробность: в 1901 году Никольский храм Казани одним из первых в епархии электрифицировали. Даже в Благовещенском кафедральном соборе электрического освещения еще не было. Однако такая инициатива прихода не осталась без наказания: благочиннический съезд постановил обложить его сбором в 200 рублей, поскольку пользование электричеством, которое «не есть необходимость, а скорее роскошь», приносило убытки епархиальному свечному заводу.