Сухарева башня Москва

Строго говоря, Сухаревских площадей две: Большая — на восток от перекрестка с улицей Сретенка, и Малая — на запад от него. Топоним возник благодаря стрелецкому полковнику Лаврентию Сухареву, чей полк стоял в здешней слободе в XVII веке. Во время стрелецких волнений военачальник остался верен Петру I, и в знак признательности тот повелел вместо деревянных ворот Земляного города построить в честь полковника новые — каменные, с часами.
Зодчий Михаил Чоглоков блестяще справился с задачей. Грандиозная Сухарева башня, одна из лучших гражданских построек в стиле «нарышкинского барокко», стала одной из главных достопримечательностей Москвы, ее символом наряду с Кремлем.
О Сухаревой башне ходили легенды (мол, на верхних этажах занимался алхимией и всякими тайными вещами колдун Брюс), о ней сказано и написано столько, что не уместится, наверное, и в нескольких десятках подобных журналов. Желающим поближе познакомиться с историей Сухаревой башни можно порекомендовать обратиться к многочисленной на этот счет литературе; мы же ограничимся перечислением фактов.
В 1692— 1695 годах построили нижнюю часть здания башни, к 1701-му появился знакомый нам по старинным фотографиям столп с шатровым завершением — башня действительно стала башней. А с 1824-го — еще и водонапорной: поработала на Мытищинский водопровод.
На рубеже XIX — XX веков провели несколько ремонтов Сухаревой башни, последний заканчивали уже при Советах. В 1920-х же реализовали проект, предусматривающий музеефикацию строения: Сухарева башня стала Московским коммунальным музеем (она же водонапорная, помним?). На самом деле это был тот же Музей истории городского хозяйства из Крестовских башен, только переехавший и переименованный при новом руководстве. Но если Крестовские простояли до конца тридцатых, то Сухареву башню разобрали в 1934-м.
В защиту уникального памятника выступили многие деятели искусства, включая знаменитых Щусева и Грабаря, но даже эта «тяжелая артиллерия» не спасла башню. Не помогло и обращение лично к Сталину. Многие современные исследователи считают уничтожение памятника сознательным актом вандализма на государственном уровне — с правительственной поддержкой, кампанией в СМИ и «требованиями прогрессивной общественности». Иначе не объяснить, почему вопрос о сносе столь ценного памятника был поднят, обсужден, решен и приведен в исполнение так быстро — всего за год Сухаревой башни не стало.
А площадь на 60 лет стала Колхозной. В 1994-м эту несправедливость устранили, но башню-то не вернешь. Все проекты по ее восстановлению уперлись в неразрешимые трудности, фактически, для восстановления памятника Сухаревскую площадь пришлось бы «реконструировать обратно».