Священные камни

На фото: Синь-камень, которому поклонялись люди племени меря. Национальный парк «Плещеево озеро».
В древности камни довольно часто становились объектами ритуального поклонения у язычников. Конечно, далеко не каждый камень был удостоен такой чести. Как правило, выбирались камни особой формы и большого размера.
Священные камни несли на себе разные функции. Это были и надгробья, «удерживавшие» души покойников у определенного места. Считалось даже, что камни - окаменевшие духи предков. Некоторые камни наделялись целительной силой, некоторые были оберегами и покровителями, иные - жилищами богов и духов, иные - свидетелями значительных явлений. К таким камням можно отнести и менгиры, и мегалиты. И даже Стоунхедж, представляющий собой кельтские священные камни, тоже относится к этому разряду.
Финно-угры также почитали камни. Среди них Конь-камень, а также Синь-камень, что лежит близ Плещеева озера в Переславле-Залесском, а поклонялись ему люди древнего племени меря. Финно-угорские племена довольно часто делили священные камни на «следовики» и «чашечники». В чем их ритуальное назначение, сказать теперь трудно. А разница такова: выбоина на «следовике» непременно должна напоминать след ноги, а выбоины на «чашечнике» могут быть самой разной формы. Считается, что та вода, что скапливалась в выбоинах, воспринималась как священная или благословенная богами и использовалась в различных ритуалах.