Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Святитель Лука Войно-Ясенецкий — архиепископ Симферопольский и Крымский, российский и советский хирург, учёный, доктор медицинских наук, профессор; духовный писатель, доктор богословия. Лауреат Сталинской премии первой степени.
Есть люди, чья судьба не перестает удивлять стороннего наблюдателя. Читаешь или слушаешь их историю и поражаешься — до какой степени неисповедимы пути Господни. И никогда не знаешь, какая дорога куда тебя приведет...
В последние годы со страниц газет и с экранов телевизоров стали активно рассказывать о тех людях, кого к лику святых причислили относительно недавно. А ведь многих из этих людей в народе почитают уже не один десяток лет! Именно таким был и остается святитель Лука (Войно-Ясенецкий), известный врач-анестезиолог, хирург, доктор медицинских наук, лауреат Сталинской премии... А также архиепископ Симферопольский и Крымский, духовный писатель, доктор богословия.
Между искусством и медициной
Будущий святитель Лука (Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Керчи. Его родители принадлежали к очень древнему роду белорусских полонизированных дворян Войно-Ясенецких. При рождении он получил имя Валентин. Семья была бедной: известно, например, что его дед, хоть и имел собственный, как теперь бы сказали, мукомольный бизнес, жил в избе и носил лапти. Отец семейства исповедовал католичество, но детям своей религии не навязывал. В православных традициях их воспитывала мать.
В 1889 году Войно-Ясенецкие переехали в Киев. Там Валентин окончил гимназию и художественную школу. А потом долго колебался между рисованием и медициной.
В итоге, Валентин выбрал последнее, поскольку искренне хотел быть полезным обществу. Правда, занятий живописью он тоже не бросил. А параллельно увлекся толстовством — спал на полу, косил рожь в полях... но, изучив постулаты веры Льва Николаевича более детально, вернулся к традиционному православию.
В университете Валентин учился прекрасно, обожал анатомию. Он даже шутил, что из неудавшегося художника он превратился в художника анатомии и хирургии. И мечтал стать земским «мужицким» врачом.
Практика. Бессребреник
Получив диплом, новоиспеченный врач устроился на работу в госпиталь Красного Креста, от этой же организации он потом отправился на Русско-Японскую войну. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, где приобрел бесценный опыт сложных операций на костях, суставах и черепе. Тогда же Валентин столкнулся с новым для русской медицины явлением — нагноением ран: обезболивание и анестезия тогда у нас толком не применялись. В Чите же, в знаменитой «Церкви декабристов» (где в свое время венчались декабрист Иван Александрович Анненков и Полина Гёбль), Войно-Ясенецкий обвенчался со своей любимой — сестрой милосердия Анной Ланской.
После войны Валентин реализовал свою мечту — стал земским врачом. Сначала работал в уездном городе Ардатов. Потом в одном из сел Курской губернии. Причем весть о молодом, талантливом и внимательном докторе разлетелась столь быстро, что к нему начали обращаться крестьяне даже соседней Орловской губернии.
Через некоторое время Войно-Ясенецкий решил продолжить свое медицинское образование, он отправился в Москву, где много времени посвятил науке, занимался анатомической практикой и разработал собственный метод региональной анестезии.
Но долго оставаться в Москве Валентин не мог, надо было обеспечивать семью (к тому времени у супругов уже появились дети). Он вернулся в село, а через некоторое время получил назначение в Переславль-Залесский, где одну за другой возглавлял несколько больниц — городскую, фабричную, уездную и военный госпиталь; кроме того, он бесплатно лечил сестер переславского Федоровского монастыря. Одновременно Войно-Ясенецкий писал уникальные труды по анестезиологии и сопровождал их собственными иллюстрациями.
В Ташкенте

В 1917 году серьезно заболела жена Валентина — у нее начался туберкулез, и семья переехала на юг, в Ташкент, где в местную больницу как раз нужен был главврач. Войно-Ясенецкий считал, что сухой и теплый климат Средней Азии благотворно скажется на здоровье жены. Однако врачебная привычка помогать всем, невзирая на политические взгляды, сослужила будущему святителю дурную службу. В лихие послереволюционные годы его обвинили в антибольшевизме. Супруга не пережила ареста мужа. На руках у Валентина остались четверо детей.
Тогда-то, в первые дни после смерти жены, он, неожиданно для окружающих, начал активно демонстрировать свою религиозность: например, перед началом каждой операции обязательно осенял крестом себя, ассистентов и больного. А однажды, выступая на епархиальном собрании, он произнес столь пламенную речь, что ему тут же предложили стать священником. Врач согласился.
Медик-священник
С тех пор Валентин стал носить рясу и крест, приходил так и в университет, где преподавал, и в больницу. В операционной повесил иконы. Будучи четвертым священником собора, Валентин служил только по воскресеньям и читал проповеди. Как сказал ему епископ: «Ваше дело не крестити, а благовестити». Но продолжалось это недолго.
Однажды летом в Ташкент привезли раненых красноармейцев. Они провели в пути много дней, и на жаре под повязками у них завелись личинки мух. Но поскольку в больницу их доставили поздно вечером, то первую помощь оказали только тем, чье состояние было наиболее тяжелым. Такая задержка в лечении дала повод революционной власти устроить показательный процесс над «врачами-вредителями».
Среди экспертов, привлеченных к оценке ситуации, оказался и Войно-Ясенецкий. Он горячо защищал своих коллег, но в результате оказался на допросе сам. Представитель обвинения спросил тогда Валентина, как он может ночью молиться, а днем «резать людей». На это будущий святитель ответил: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы?». Следующий вопрос прозвучал еще более издевательски: «Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Вы его видели, своего Бога?» Отец Валентин отвечал честно: «Бога я, действительно, не видел... Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».
Тогда обвинение провалилось. Врачам 16 лет тюрьмы очень быстро заменили двумя месяцами заключения — работать в больнице было попросту некому!
Аресты и ссылки
Между тем арест самого Войно-Ясе-нецкого оставался лишь вопросом времени. Сначала он не пожелал подчиниться Высшему Церковному Управлению и примкнуть к обновленцам, а напротив, объединял вокруг себя сторонников патриарха Тихона. Тогда же отец Валентин принял монашеский постриг с именем Лука. А потом последовал арест. Сидя в тюрьме и не имея возможности заниматься медицинской практикой, Войно-Ясенецкий наконец закончил первую часть своей работы, посвященной гнойной хирургии.
Последующая жизнь святителя состояла большей частью из ссылок. Он жил в тяжелейших условиях, в избах, где в комнатах не таял снег, задуваемый сквозь щели. Но Лука стойко переносил все лишения, лечил людей (к нему на прием записывались за несколько месяцев!) и совершал богослужения — главным образом на дому, ведь большинство храмов были либо разрушены, либо закрыты, либо переданы обновленцам. Он выполнял сложнейшие операции на лице, глазах, брюшине... И категорически отметал все предложения властей сократить срок ссылки в обмен на отказ от «священной дури». Более того, когда от него потребовали прекратить благословлять своих пациентов, Войно-Ясенецкий написал заявление об увольнении из больницы. Бог знает, чем закончился бы конфликт, если б не вмешался краевой отдел здравоохранения.
А потом в чем только не пытались обвинять святителя Луку! И в убийстве сошедшего с ума ученого, который несколько месяцев проводил опыты... по воскрешению своего умершего сына, и в создании контрреволюционной организации, и проповедовании антипартийных идей и клеветы на вождя... Вот только вождь присудил Войно-Ясенецкому Сталинскую премию за его медицинские изыскания.
В Крыму
В 1946 году святителя Луку перевели в Симферополь. Там, как всегда, он занимался и церковными делами, читал лекции, причем не снимая архиерейского облачения, оперировал, писал научные труды и даже пытался обосновать свою теорию о единстве духа, души и тела. «Наука без религии — небо без солнца», — говорил святитель.
Через десять лет Святитель Лука Войно-Ясенецкий ослеп. Хирургию пришлось оставить, зато появилось время на мемуары: святитель их диктовал своему секретарю. Правда, книга под названием «Я полюбил страдание» увидела свет лишь после крушения Советского Союза.
Скончался святитель 11 июня 1961 года. Так совпало, что в этот день теперь вспоминают всех святых, в земле Российской просиявших.
В 2000 году Луку полностью реабилитировали и причислили к лику святых. А на его могилу верующие идут за исцелением от недугов.