Свято Боголюбский монастырь Владимирская обл

Древнее село Боголюбово отмечено особым знаком на карте русской истории. Сейчас главную его достопримечательность составляет Боголюбский монастырь, чьи купола хорошо видны от церкви Покрова на Нерли.
Стоит он на том самом месте, где некогда располагалась великокняжеская резиденция, выстроенная Андреем Боголюбским в конце 1150-х — начале 1160-х годов с особым тщанием. Летописец сообщает нам, что-то был «город камен». Не очень-то правдоподобным казалось это заверение, но раскопки, произведенные в 1934—1954 годах, в известной степени подтвердили правдивость летописца: на южном склоне замкового холма глазам археологов открылись фрагменты основания белокаменной стены или башни, а на гребне западного вала — подошва фундамента стены, сложенного из булыжника на известковом растворе.
Светские исследователи, как правило, считают, что монастырь в Боголюбове появился уже после смерти князя Андрея. Действительно, первое летописное упоминание о нем относится к 1214—1215 годам. Однако автор уже помянутой нами «Летописи Боголюбова монастыря» игумен Аристарх вполне определенно заявляет о существовании обители еще при Андрее Боголюбском. Очевидно, как уже говорилось, о. Аристарх имел возможность сверяться с не дошедшими до нас документами из монастырского архива, и оснований не доверять ему нет.
В первые годы своего существования монастырь имел, по всей видимости, статус «княжеского богомолья» и был своего рода «домашней обителью» Андрея Боголюбского. Но уже в XIII веке, когда преемники князя Андрея забросили Боголюбово и обосновались во Владимире, обитель занимала практически всю территорию бывшего замка.
В дальнейшем монастырь не раз разорялся, но монашеская жизнь в нем не затухала надолго. Так, без сомнения, его основательно разграбили монголо-татары в 1238 году, однако уже в 1263 году, когда во Владимир переносили тело скончавшегося в Городце Александра Невского, насельники Боголюбского монастыря торжественно встречали погребальный кортеж, и об этом есть упоминания в письменных источниках.
С 1687 года Боголюбская обитель имела статус Патриаршего домового монастыря, в 1753 году перешла в ведение Святейшего Синода, а затем — владимирских архиереев. С 1882 года и до закрытия управлялась викариями (так называются архиереи, не имеющие своей епархии и помогающие в управлении другому архиерею) Владимирской епархии, будучи причислена в 1891 году к 1-му классу.
Окончательное закрытие Боголюбского монастыря относится к 1923 году. В последующие годы в его зданиях (в том числе и в церквах) располагались различные организации: детприемник для беспризорников, колхозный телятник, склад керосина и т.п.
В 1991 году в обители возобновилась монашеская жизнь.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Боголюбского монастыря

Наиболее интересным (и, видимо, первым по времени постройки) зданием боголюбовского «замка» являлась церковь Рождества Пресвятой Богородицы, поставленная князем, по преданию, на том месте, где ему явилась Божия Матерь. Храм этот поражал современников. Автор «Повести об убиении Андрея Боголюбского» (предполагается, что то был священник Микула) находит для ее характеристики только самые восторженные слова: «Створи церковь сию и память собе и украси ю (ее. — Авт.) иконами многоценьными, златом и каменьем драгым, и жемчюгом великым безценьным... И украсив ю и удивив ю сосуды златыми и многоценьными, тако яко и всим приходящим дивитися, и вси бо видивше ю не могут сказати изрядныя красоты ея, и златом и финиптом, и всякою добродетелью... и по столпом ковано золотом, и двери же и ободверье церкви златом же ковано...»
Археологические исследования подтвердили, что автор «Повести об убиении Андрея Боголюбского» ни в малой степени не преувеличивал, рассказывая о чудесах Богородице-Рождественской церкви. При раскопках обнаружились маленькие фрагменты тонких листов вызолоченной меди, так что вошедшему в храм действительно казалось, что он вызолочен изнутри.
Увы, в первоначальном виде церковь до нас не дошла. Много раз разграбленная и «поновленная», в 1722 году она пала жертвой невежественной реконструкции. Игумен Боголюбского монастыря Ипполит, желая видеть в храме «большую светлость», приказал растесать его окна (обычная практика того времени), после чего здание рухнуло. Уцелела лишь часть северной стены. Ее удержал древний белокаменный переход, связывавший церковь с лестничной башней (которая в XVII веке была надстроена звонницей). Эти фрагменты великокняжеского дворца сохранились благодаря их сугубой связи с Андреем Боголюбским, чью память насельники монастыря всегда чтили. Именно здесь, по всеобщему убеждению, располагались так называемая «моленная комната» князя и те самые сени, где он был убит.