Святые Петр и Феврония Муромские

На фото: Шитый покров на раку сев. Петра и Февронии Муромских
Княжеская чета Петра и Февронии всегда почиталась в Муроме, но в последние годы их популярность возросла чрезвычайно, распространившись на всю страну. Связано это с установлением в 2008 году Всероссийского дня семьи, любви и верности, приуроченного к дню памяти этих святых.
Каноническая история этих удивительных людей стала известна с 1547 года благодаря знаменитой «Повести о Петре и Февронии», написанной иноком Еразмом (Ермолаем) Прегрешным. Супруги стали популярными персонажами русской словесности XVI века, некоторые историки расценивают их как исключительно фольклорных персонажей, поскольку они не упоминаются в других письменных источниках.
Историчность святых Петра и Февронии вызывает у исследователей сомнение. Князя с таким именем в Муроме не было. Но имеет место тенденция отождествлять несуществовавшего князя Петра с князем Давидом Юрьевичем, княжившим в Муроме с 1204 по 1228 год.
Петр и Феврония были канонизированы на Соборе 1547 года — к этому событию инок Ермолай-Еразм подготовил их житие. Основывался он при этом на источниках XV века.
Полное название жития таково: «Повесть от жития святых новых чюдотворец Муромских благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго во иноческом чину Давида, и супруги его благоверный и преподобный княгини Февронии, нареченныя во иноческом чину Ефросинии». В обиходе текст этот именуют «Повестью о Петре и Февронии», отталкиваясь от жанрового определения, данного Ермолаем-Еразмом. И в такой «транскрипции» есть свой резон — если это и житие, то житие очень необычное. Оно довольно сильно отличается от других жизнеописаний святых — во-первых, обилием бытовых подробностей (при отсутствии каких-то исторических реалий); во-вторых, наличием явных фольклорно-сказочных мотивов (и этим во многом объясняется тот факт, что «Повесть» не попала в Четьи-Минеи митрополита Макария).
Как познакомились Петр и Феврония
Среди самых очевидных «сказочностей» «Повести» — сюжет «Агрикова меча». Повесть начинается с рассказа о том, как жену муромского князя Павла, старшего брата Петра, склонил на блуд посланный диаволом «летящий змей», являвшийся ей под видом мужа. Несчастная, по совету князя Павла, выведала у змея, «от чего ему смерть хощет быти». Оказалось, что «от Петрова плеча, Агрикова меча». «Агриков меч» чудесным образом обнаружился в одном из храмов. Петр, взяв его, убил змея, но змей, издыхая, обрызгал князя своей кровью, отчего у того началась «болезнь тяжка зело».
Исследователи «Повести о Петре и Февронии» нередко утверждают, что хворь князя Петра имела естественные причины, саму же болезнь они определяют как проказу.
Как бы там ни было, совсем занедуживший Петр послал людей в Рязанскую землю, известную опытными врачевателями. Один из посланников обнаружил в селе Ласкове девицу, обещавшую вылечить больного. Это и была Феврония. Сама встреча юноши-гонца и Февронии тоже описана в фольклорно-сказочном духе. Феврония «ткаше красно» в своем доме, у ног ее прыгает заяц, а с гостем она разговаривает исключительно мудрыми притчами. Заканчивается беседа словами Февронии: «Да приведеши князя твоего семо. Аще будет мяхкосерд и смирен в от-ветех, да будет здрав!»
Девушка действительно вылечила Петра — в обмен на обещание князя по выздоровлении жениться на ней. Петр обманул ее — это была единственная ложь во всей истории их совместной жизни. Избавившись от болезни, он послал ей богатые дары и посчитал свой долг перед бедной крестьянкой исполненным. И тут же хворь навалилась на него с новой силой. И вновь Феврония избавила Петра от болезни, после чего стала его женой.
Святых Петра и Февронию изгоняют из Мурома
По смерти князя Павла княжить в Муроме был призван Петр. Жены муромских бояр, не в силах вынести того, что незнатная Феврония возвысилась над ними, невзлюбили ее. Жаловались, например, Петру, что она, будто голодная, собирает в кулак крошки хлеба после еды. Князь однажды решил проверить, так ли это, и случилось чудо — разжав кулак своей жены, он обнаружил в ее руке благоухающий ладан.
Между тем, в боярской среде все громче и настойчивее звучало: «Не хощем Февронии!» Приступили и к самой Февронии, поклявшись дать ей все, что она захочет, если она оставит Муром. Феврония согласилась уйти на этих условиях. Каково же было удивление бояр, когда они узнали, что «забирает» с собой Феврония совсем не злато-серебро, а «токмо супруга князя Петра».
Святая супружеская чета покинула Муром. Плыли на корабле по Оке. Во время плавания один из спутников разжегся к Февронии страстью. Заметив это, она поучительной притчей, в которой сравнила женское естество с водой (предварительно заставив своего собеседника испробовать воды с правой и левой сторон судна), «излечила» чужого мужа от плотского огня.
Не успели Петр и Феврония обустроиться на новом месте, как к ним явились муромские послы. Выяснилось, что после ухода князя бояре перессорились в борьбе за первенство и в городе царит кровавая смута. Муромляне просили Петра вернуться и, как прежде, княжить в Муроме. Обеспокоенный судьбой родного города Петр выполнил эту просьбу и долго правил княжеством на благо своим подданным.
Петр и Феврония чудотворцы
Трогательна история смерти святых. Еще при жизни Петр и Феврония умолили Бога даровать им единовременную кончину и договорились о том, чтобы упокоиться в одном гробу. На закате жизни они приняли монашеский постриг. Почувствовав приближение смерти, Петр послал человека к Февронии со словами: «Хощу уже отъити от тела, но жду тебя, яко да купно отъидем». Феврония же в это время «своими руками шияше воздух, на нем же бе лик святых», и попросила своего супруга немного подождать. И во второй раз присылал Петр к ней человека, а на третий передал: «Уже бо хощу преставитися и не жду тебе». И тогда Феврония оставила шитье: «И, помолившеся, предаста вкупе святыя своя душа в руце Божии месяца июня в 25 день».
Чудеса продолжились по их смерти. Хоронившие князя и княгиню люди сочли неудобным класть тела монаха и монахини в один гроб и положили их отдельно. Но наутро обнаружили их в одном гробу — в том самом, который святые приготовили себе еще при жизни. Трижды повторялись безуспешные попытки разделить по смерти святую чету, но они так и упокоились вместе.
До советских времен мощи святых, ставшие общероссийской святыней, почивали в Богородице-Рождественском соборе Мурома. Позже богоборцы передали мощи в местный музей. Соборный храм в 1930-е годы был разрушен. В 1989 году мощи вернули Церкви. С 1992 года рака с мощами святых Петра и Февронии находится в Троицком соборе Муромского Свято-Троицкого монастыря.

Феврония - Рязанская целительница
О святых рассказывали легенды и поучительные истории. Прозорливая Феврония, с детства умевшая излечивать больных, хорошо разбиралась в людях. Девушка сразу догадалась, что в первый раз молодой князь ее обманет, и сохранила одну из язв Петра неисцеленной. Так и случилось, и лишь после второго лечения князь привел свою избранницу под венец. Позднее, в дни изгнания, супруги увидели два сломанных дерева. Феврония благословила их, а наутро они выздоровели.
Петр и Феврония навеки вместе
По преданию, Петр и Феврония поначалу были похоронены раздельно, несмотря на их предсмертную просьбу покоиться рядом, так что был даже заранее сделан гроб на двоих. Петра, бывшего князем Мурома, решено было упокоить в городе, а Февронию, по некоторым сведениям, также принявшую постриг, похоронить в пригородном монастыре. Отпевание также произвели в разных храмах. Однако наутро тела почивших супругов чудесным образом оказались в их общей домовине.
Вторая попытка разлучить Петра и Февронию после смерти также не удалась, после чего было решено выполнить последнюю волю супругов, и к месту их погребения в муромской соборной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной по велению Ивана Грозного в 1553 году, нескончаемым потоком устремились паломники.
Святые Петр и Феврония - хранители семейных отношений
Петр и Феврония провели жизнь в благочестии, незадолго до смерти приняли монашеский постриг и умерли в один час 25 июня 1228 года. Последние минуты своего земного существования супруги провели в совместной молитве. Вместе они были погребены, вместе и удостоились впоследствии великого уважения и почитания православными верующими.
Святые Петр и Феврония стали ярким примером христианского супружества, милосердия и смирения. Считается, что обращенная к ним молитва дарует ниспослание благословения Небес на тех, кто решил соединить свои судьбы узами брака.