Тихвин история города

На фото: Дореволюционный Тихвин. Фотография 1865 года.
Зарождение Тихвина напрямую связано с основанием здесь во времена Ивана Грозного Богородичного Успенского монастыря. Собственно городом он стал после секуляризационной реформы, проведенной Екатериной II. С получением самостоятельности и устройством Тихвинской водной системы развитие Тихвина резко ускорилось — память о тех временах сохраняет застройка центральной части города.
До 1560 года Тихвинский посад располагался непосредственно вокруг Успенского собора. С основанием Тихвинского монастыря его отодвинули — на то место, где сейчас располагается исторический центр города. На протяжении двух веков посад напрямую подчинялся обители, и каменного строительства в нем не велось.
Самостоятельность, городской статус и план регулярной застройки он получил через девять лет после секуляризационной реформы, в 1773 году. До революции на одном из домов, стоявших на главной улице Тихвина, Екатерининской (ныне Карла Маркса), имелась мемориальная табличка с такой надписью:
«При благополучном царствовании Императрицы и Самодержицы Всероссийской Екатерины II, Матери Отечества, погоревший Тихвинский посад по жалованному плану возобновлен и город утвержден. Сей первый каменный дом построен Тихвинским купцом Гавриилом Мишуковым в 1773 году».
В первой половине XIX столетия в Тихвине наблюдался строительный и торговый бум, а сам город неуклонно богател — не в последнюю очередь по причине открытия в 1811 году Тихвинской водной системы, замысленной еще Петром I и соединившей Волгу с Невой.
Около полувека Тихвинский водный путь активно эксплуатировался, однако с накрывшей Россию в пору царствования Александра II горячкой железнодорожного строительства он пришел в упадок, что тут же отразилось на благосостоянии города.
В советское время Тихвинская водная система использовалась для местного судоходства, а в 1956 году была окончательно упразднена, после чего все ее сооружения постепенно пришли в негодность. В 2014 году неподалеку от Богородичного Успенского монастыря в качестве музейного «экспоната» были восстановлены плотина и шлюз.