Убранство Казанского собора
Содержание:
У северного фасада Казанского собора можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены. На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.
Барельефы Казанского собора
Скульптурное убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге должно было быть, по замыслу зодчего, гораздо более богатым. Но вмешались финансовые расчеты, началась война, и декоративное оформление храма осталось во многом «недовыполненным».
Тем не менее и то, что есть, представляет большой интерес. Снаружи собор украшают 14 барельефов на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, выполненных из пудостьского камня. В центре всех ветхозаветных композиций — пророк Моисей.
На фото представлен расположенный на аттике западного проезда барельеф «Дарование Моисею скрижалей».
Колоннада Казанского собора
Колоннада Казанского собора со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, 20 колонн имеет южный портик, 12 — западный. Все колонны — коринфского ордера, для которого характерны пышно украшенные стилизованными листьями капители.
Облицовка колонн выполнена из пудостьского камня и покрыта каннелюрами (вертикальными желобками). Благодаря им создается впечатление легкости и стройности колонн, хотя на самом деле каждая из них весит около 28 тонн и имеет в высоту 14 метров.
Купол петербургского Казанского собора
Купол петербургского Казанского собора в большей степени напоминает купол парижской церкви Сент-Женевьев или Дома инвалидов, чем массивный купол римского собора святого Петра.
Несмотря на свою величину (более 17 метров в диаметре), он кажется весьма изящным. Любопытно, что при его возведении Воронихин впервые в мире применил металлическую конструкцию, значительно увеличивавшую прочность всего сооружения.
Северные двери Казанского собора
Парадные бронзовые двери Казанского собора Петербурга, расположенные в центральной части северного фасада Казанского собора, являются копией знаменитых дверей флорентийского баптистерия, созданных в XV веке Лоренцо Гиберти.
Правда, мастер Василий Екимов, производивший отливку дверей, перепутал последовательность сюжетов и расположил их в несколько ином, чем у Гиберти, порядке. Мраморное обрамление северных врат выполнено по проекту Воронихина.