Указ об укреплении начал веротерпимости в России

Высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости» император Николай II издал 17 апреля 1905 года, к светлому празднику Пасхи. Произошло событие, изменившее правовой статус большинства инославных и иноверных исповеданий в России.


С появлением указа «Об укреплении начал веротерпимости» российское законодательство существенно укрепило положение в стране религиозных общин. С учетом прав, привилегий и ограничений все признанные в империи религии теперь уже вполне официально выстраивались в иерархию с господствующей Русской православной церковью. Однако и положение отдельных исповеданий, и само отношение к веротерпимости в стране кардинально изменилось.

Впервые каждый совершеннолетний российский подданный имел право исповедовать любое христианское вероучение, если оно не было «изуверским» или не возникло в Российской империи незаконно. Поэтому такие общины, как скопцы, хлысты, духоборцы, молокане и другие секты крайнего толка по-прежнему оставались непризнанными. Были расширены права российских католиков и мусульман, а буддиста теперь нельзя было назвать язычником или идолопоклонником.

В указе о веротерпимости смена одного вероисповедания на другое также была «направленно ориентированной»: переход из православия в любую другую конфессию воспрещался, зато переход в православие людей других исповеданий всячески поощрялся.

Указ о веротерпимости в России привел к расцвету старообрядчества. Последователям старого толка отныне позволялось организовывать молитвенные дома, устраивать свои обители и скиты, печатать богослужебные и вести метрические книги, преподавать «Закон Божий». По сути, старообрядцы отныне уравнялись с другими христианскими конфессиями, признанными государством.

Новое отношение к веротерпимости в России привело к дополнительному росту благоденствия страны. За короткое время появились сотни новых храмов, школ и высших учебных заведений; активно развивались иконопись, книгоиздательство, религиозная и духовная пресса. Подлинный расцвет переживали искусство и коллекционирование, основу которому во многом положили старообрядцы, издавна собиравшие свои утраченные иконы и иные предметы культа. В стране был отмечен высокий экономический рост. К сожалению, времени на прогресс было отпущено немного - до Октября 1917 года оставалось всего двенадцать лет.


Саша Митрахович 02.12.2018 09:00
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча