Унковский Иван Семенович адмирал

Унковский Иван Семенович адмирал

Из адмиралов — в губернаторы. Казалось бы, такие карьерные перипетии возможны только в фантастическом произведении. Однако, как бы банально это ни звучало, жизнь порой бывает удивительнее сказки. Именно такая, сказочная, судьба выпала И. С. Унковскому — первому почетному гражданину Рыбинска.


Михаил Петрович Лазарев — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, кавалер ордена Святого Гзоргия IVстепени, командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды.Иван Семенович Унковский родился в 1822 году в селе Колышеве, что недалеко от Воротынска под Калугой. Его отец служил во флоте вместе со знаменитым Михаилом Петровичем Лазаревым. В 1813—1816 годах они вместе совершили кругосветное плавание на шлюпе «Суворов». Сын унаследовал от отца страсть к морю и, как только подрос, поступил в Морской кадетский корпус.

В 17 лет Унковский, уже выпускник, отправился служить на Балтийский флот. Почти год юный мичман провел в море на бриге «Казарский», а потом, по ходатайству отца, его перевели на Черноморский флот, которым к тому времени командовал М.П. Лазарев. Унковский-старший справедливо полагал, что лучшего наставника для сына в морском деле найти нельзя.

В должности адъютанта командующего флотом Иван Семенович постоянно находился в море. Он побывал с миссией в Греции, а потом для сбора данных об иностранных флотилиях посетил множество средиземноморских портов. Кроме того, целью Унковского было досконально изучить геополитическую обстановку на Балканах.

Унковский и «Орианда»

Генерал-адъютант В. В. Путятин.В 1846 году Иван Семенович стал командиром яхты «Орианда» (встречается также написание «Ореанда»). Это было одномачтовое судно, построенное десятью годами ранее по проекту маститого корабела А. С. Акимова под личным контролем Лазарева. «Орианда» была адмиральской яхтой Черноморского флота и в этом качестве постоянно находилась в плаваниях и участвовала во всевозможных учениях. Неудивительно, что именно ее выставили для участия в гонках на императорские призы в Кронштадте в 1848 году.

Гонка получилась весьма напряженной, ведь абсолютное большинство участников располагали более современными судами по сравнению с «Ориандой»; казалось, ее победа была невозможна. Но благодаря вовремя поднявшемуся попутному ветру яхта Унковского вырвалась вперед, лихо обойдя всех конкурентов.

Император лично вручил Ивану Семеновичу «высочайший приз» — позолоченный серебряный ковш с драгоценными камнями, а потом присвоил отличившемуся моряку звание капитан-лейтенанта. Яхта же после той гонки получила титул «императорской».

После победы снова начались морские будни — патрулирование неспокойного абхазского побережья и «особые» поручения в Средиземном море. Между прочим, в ту кампанию Унковский удостоился похвалы еще одного императора, на сей раз австрийского, Франца-Иосифа, а также британских адмиралов, сопровождавших монарха в той поездке.

В Японию!

Фрегат «Паллада», на котором русский писатель Иван Гончаров плыл в Японию. Картина неизвестного художника.

В 1852 году Унковский отправился с очередной секретной миссией в Японию. Командовал русской эскадрой вице-адмирал и дипломат Евфимий Васильевич Путятин, а флагманским кораблем — знаменитым фрегатом «Паллада» — Иван Семенович. Вместе с ним на борту находился и русский писатель Иван Андреевич Гончаров. Он исполнял обязанности секретаря капитана, а потом описал это путешествие, целью которого было заключение первого договора о дружбе и торговле со Страной восходящего солнца, в цикле очерков «Фрегат „Паллада“».

В то время Япония, как известно, была страной, закрытой от внешнего мира. Местные власти, мягко скажем, не приветствовали визиты иностранцев. И нашу делегацию ждало немало сюрпризов. Когда русские дипломаты прибыли в Нагасаки, к остановившимся на рейде русским кораблям подплыла японская лодка с представителем местных губернаторов (их было двое). Оказалось, для того чтобы встреча состоялась, нужно согласие властей разных уровней.

Прекрасное описание самих переговоров можно встретить в книге А. Б. Козлова «Рыбинск. Невыдуманные истории»:

«Наших удивила одежда уполномоченных. На них были халаты из толстой, почти не сгибающейся шелковой ткани, шелковые же шаровары, на голове какие-то коробочки, на ногах деревянные сандалии. И. А. Гончаров... сделал вывод: „Она выдумана затем, чтобы сидеть и важничать“. Русские предложили поговорить о взаимоотношениях России и Японии. В ответ услышали, что сначала надо пообедать».

Обед тоже весьма поразил русскую делегацию: им подали подносы, на которых «лежало что-то, завернутое в бумагу». Оказалось, что это — перепонка улитки, с помощью которой она прилипает к различным поверхностям. А подавать «это» гостям и тотчас уносить — символ глубокой симпатии.

Потом принесли обед, причем гостям подали обычные европейские приборы, и лишь Унковский пытался есть палочками...

Губернатор

Церковь XIX века в селе Козлове Калужской области, в которой похоронен И. С. Унковский.В 1856—1860 годах Унковский совершил второе кругосветное путешествие, за которое получил чин контр-адмирала и был зачислен в свиту императора. Но уже в 1861-м государь вдруг вызвал Унковского на аудиенцию и объявил о решении назначить 38-летнего моряка на пост ярославского губернатора. Унковский сперва категорически отказывался, но Александр II переубедил его: «Через полгода ты будешь таким же лихим губернатором, как был командиром фрегата». Император не ошибся. Унковский прекрасно справился со всеми проблемами, связанными с отменой крепостного права — в частности, с крестьянскими волнениями, вспыхивавшими то тут, то там.

Новый губернатор успешно провел множество реформ и, преследуя мздоимство, основательно «перетряхнул» ярославское высшее чиновничество; протянул железную дорогу до Рыбинска, учредил несколько пароходств по Волге и Шексне, построил ряд храмов, богаделен, приютов; при нем в Рыбинске появились гимназии для мальчиков и девочек и речное училище, крупнейшие банки открыли свои филиалы, заработала почта, началось строительство театра. Неудивительно, что именно Унковский первым удостоился звания почетного гражданина Рыбинска! А вместе с ним Мологи и Ярославля.

Скончался Иван Семенович в 1886 году. Похоронен в своем родовом имении в селе Козлово Калужской губернии. Его именем назвали бухту и небольшие острова в Японском море.


Саша Митрахович 04.03.2018 11:42
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча