Усадьба Абрамцево

На фото: Главный усадебный дом Абрамцева.
Усадьба Абрамцево как культурная среда
«Твой дом, как и сердце твое, был открыт для всех нас», - писал в свое время Савве Ивановичу Мамонтову про его фамильную усадьбу в подмосковном Абрамцеве скульптор Марк Антокольский.
Осенью 2013 года завершилась длительная и тщательная реставрация всего усадебного комплекса в Абрамцево, и перед его посетителями предстал в былой красе уникальный культурный центр всероссийского значения. Когда-то, на рубеже XIX и XX столетий, здесь гостили, жили годами и творчески общались великие мастера всевозможных искусств, которых собрал здесь гостеприимный хозяин и предоставил возможность безоглядно заниматься творчеством в кругу соратников и творцов.
Усадьба Абрамцево, известнейший музей-заповедник Подмосковья, в середине XIX столетия принадлежала знаменитому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову. Спустя тридцать лет имение приобрел авторитетный и удачливый промышленник Савва Иванович Мамонтов.
Если при Аксакове Абрамцево часто посещали мастера русской словесности, такие как поэт Федор Тютчев и прозаик Николай Гоголь, то при Мамонтовых завсегдатаями усадьбы стали художники и скульпторы, актеры и музыканты, нередко звезды мирового уровня, такие как Федор Иванович Шаляпин. Здесь процветало творчество и возрождались кустарные промыслы, создавались шедевры керамики и резьбы по дереву. Здешнее общество сплотилось в Мамонтовский художественный кружок, во многом породивший каноны «неорусского стиля».
После революционных потрясений 1917 года усадьбу национализировали большевистские власти. В усадьбе Абрамцево открылся музей, хранителем которого служила одна из представительниц семейства бывших хозяев имения. Ныне здесь музей-заповедник, территорией которого является вся усадьба, а коллекцию составляют более 25000 различных экспонатов, свидетелей жизни и творчества в Абрамцево множества его именитых гостей и самих Мамонтовых.
И храм, и мастерская!

Знаменитая фраза тургеневского Базарова, героя романа «Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», в Абрамцеве получила свое необычное воплощение. Если сегодня над этими словами демократа-нигилиста принято иронизировать, то в живописной мамонтовской усадьбе, плоти от плоти самой природы, фактически и сложилась когда-то огромная и на удивление разнообразная коллективная мастерская представителей самых разных жанров и направлений в искусстве. Трудно даже перечислить количество шедевров музыки, живописи, словесности и ремесел, сотворенных на этой благословенной земле. А сколько великолепных творений она еще и вдохновила!
Не будем забывать, что сам Савва Мамонтов расценивал свое имение именно как творческий полигон для создания многослойной культурной и эстетической общности людей искусства, их благодатной «среды обитания». Отсюда проистекает постройка к 1890-м годам в усадьбе зданий в Абрамцево в уютной «народной» стилистике, но с ярко выраженным авторским видением. В их числе - керамическая мастерская архитектора Гартмана, единственное из дошедших до нас деревянных творений Виктора Александровича, яркий пример псевдорусского стиля как одного из направлений архитектурной эклектики второй половины XIX столетия.

Здание, украшенное орнаментами по мотивам народных вышивок, включает в себя пристрой и, собственно, мастерскую под двускатной кровлей, и поэтому в нем филигранно продумано естественное освещение посредством слухового окна и дополнительных, устроенных внутри кровли. Здесь с удовольствием трудились Антокольский и Васнецов, Репин и сам Мамонтов, большой любитель скульптурной лепки.
В наши дни в помещении мастерской Гартмана открылась постоянная экспозиция на тему «Михаил Врубель. Живопись, керамика. Из собранил Музея-заповедника “Абрамцево”». Михаил Александрович долгие годы был связан с Абрамцевским художественным кружком, и в этой экспозиции представлено немало керамических изделий, которые художник изготовил в Абрамцевской гончарной мастерской.
Знаменитая «Скамья Врубеля» в усадьбе Абрамцево - иногда ее называют «Диваном» - считается его лучшей работой в области керамики. «Скамья» покрыта узорными изразцами, которые мастер вручную сделал в Абрамцеве под руководством сестры известного художника Елены Поленовой. Благодаря ее советам, Врубель воссоздал в Абрамцеве технологию изготовления традиционных русских изразцов и облицевал керамической плиткой и майоликой скамью в усадебном парке. Примечательно, что многие искусствоведы именно его считают первым российским профессиональным художником-керамистом.
Многие работы Врубеля напоминают изделия из малахита и даже меди, поскольку творец использовал уникальный сорт «перламутровой» глины, которую можно отыскать именно в Абрамцеве.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в усадьбе Абрамцево

Расположенная в усадьбе Абрамцево церковь Спаса Нерукотворного Образа обязана своим рождением прежде всего Елизавете Мамонтовой, человеку глубоко православному. При этом главными «устроителями» этого Божиего дома, воздвигнутого в 1881-1882 годах, были Мамонтов, Васнецов и Поленов. Первый выделил на постройку необходимые средства, второй создал проект здания, а третий разработал эскизы внутреннего интерьера храма и его иконостаса, будучи при этом также главным архитектором и строителем будущей церкви.
Но и помимо этой «святой троицы» не было в усадьбе в Абрамцеве, наверное, никого из гостей, кто бы не отметился лично в обустройстве усадебного храма и не внес свою творческую лепту. К примеру, Репин создал главный храмовый образ Спаса Нерукотворного, остальные иконы писали Поленов и Васнецов, а Врубель украсил церковную печь. В 1892 году здание этого храма дополнилось семейной часовней-усыпальницей семейства Мамонтовых.