Усадьба Батюшкова село Даниловское

Род Батюшковых дал России знаменитого поэта, современника и друга Пушкина - Константина Николаевича Батюшкова. Усадьбу Батюшковых в селе Даниловском в первое десятилетие XX века часто навещал другой известный писатель - Александр Иванович Куприн. Сегодня в бывшем родовом поместье открыт Музей-усадьба Батюшковых и Куприна.
Ляпун Батюшков, о котором упоминается в летописях середины XVI века, ведал рыбацкой слободой на реке Мологе и должен был поставлять пойманную красную рыбу прямо к царскому столу! Его потомок, Иван Никитич Батюшков, в 1612 году был пожалован по дарственной грамоте владениями в Есенецком стане, в которые входило и село Даниловское.
Лишь в конце XVIII - начале XIX столетия очередной представитель рода, Лев Андреевич Батюшков, построил в Даниловском особняк, сохранившийся до сих пор.
Усадьба Батюшковых в Даниловском - это деревянное одноэтажное здание с мезонином и пристройками, украшенное также открытой верандой с колоннами и балконом. Вокруг дома был разбит липовый парк, состоявший из четырнадцати аллей, из которых осталось только шесть. Кроме того, при доме цвел фруктовый сад, рядом находилась церковь с родовым кладбищем, а также множество дворовых построек - амбар, кузница, псарня, людские... Ничего из этого не сохранилось до наших дней.
«Дедовский кров» - так с любовью называл поэт Константин Батюшков родные места

Лев Андреевич Батюшков был рачительным хозяином и любящим дедом. Именно здесь, в Даниловском, которое при жизни Льва Андреевича достигло наивысшего расцвета, прошли детские годы его внука, будущего поэта Константина Батюшкова. «Дедовский кров» - так с любовью называл поэт родные места.
Старший Батюшков составил полную опись всего, что находилось в доме - от солонки до обширной библиотеки. Благодаря этой описи сотрудники нынешнего музея в доме-усадьбе Батюшковых могут получить представление о том, какие предметы окружали будущего поэта в детстве, даже если они не сохранились, и воссоздать похожую атмосферу.
Константин Николаевич Батюшков родился в 1787 году в Вологде и провел раннее детство в Даниловском. Здесь он выучился грамоте и прочитал свои первые книги. Детские годы, проведенные в поместье, были одним из самых счастливых периодов в трудной жизни поэта.
Когда мальчику было шесть лет, у его матери проявилась наследственная душевная болезнь, и через два года она скончалась. После смерти матери мальчика отправили в петербургский пансион, где он получил образование. Однако, не довольствуясь учебной программой, юноша очень много читает самостоятельно, интересуется французской литературой, изучает латынь и античную историю, увлекается античными классиками. Кто знает, не сказалась ли в этот момент привычка к чтению, полученная в дедовском доме в Даниловском?
Благодаря интересу к древнеримской и французской поэзии, а также знакомству с современными ему классиками русской литературы - Державиным, Капнистом, Гнедичем, - Батюшков начинает пробовать собственные силы в стихосложении. В 1805 году в печати впервые появилось его стихотворение - «Послание к стихам моим». В то же время начинающий поэт служит в Министерстве народного просвещения, в 1807 году участвует в военных действиях русской армии за границей, после ранения восстанавливается некоторое время в родном Даниловском.
Запустение усадьбы
В это время в родовом имении происходят перемены к худшему. После смерти Льва Андреевича Батюшкова в Даниловское вернулся его сын Николай Львович, отец поэта. Это был совсем другой хозяин, приведший имение в упадок. Он не только не занимался развитием поместья, в этом было бы еще полбеды. Николай Львович был азартным игроком и наделал множество долгов, в результате которых Даниловское должно было пойти с молотка - быть проданным на аукционе.
В последний момент Константин Батюшков спас родовое имение, заложив несколько деревень и приняв на себя долги умирающего отца. Даниловское осталось в семейном пользовании, но поэту не довелось больше в нем пожить - вскоре он уехал на дипломатическую службу в Италию, откуда вернулся тяжелобольным. Наследственная душевная болезнь передалась Константину Николаевичу от матери и на долгие десятилетия изолировала поэта от внешнего мира, вплоть до самой смерти, наступившей в 1855 году.
В состоянии болезни Батюшков жил под присмотром в Вологде, там же он умер и был похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре недалеко от города. Родственники хотели перезахоронить прах поэта в Даниловском. Но им не удалось осуществить это намерение. В те годы Даниловское находилось под управлением другого семейства, и лишь в конце XIX столетия вернулось к Батюшковым, - последним (вплоть до Октябрьской революции) владельцем поместья стал Федор Дмитриевич Батюшков.
Куприн в усадьбе Батюшковых

Профессор Петербургского университета, филолог, литературовед, критик, издатель, Федор Дмитриевич Батюшков в редакции одного из журналов познакомился с писателем Александром Ивановичем Куприным. Они подружились, и Куприн стал часто гостить в Даниловском. Он неоднократно приезжал в поместье с 1906 по 1911 год, иногда на неделю, а порой и на несколько месяцев. Исследователи жизни и творчества писателя подсчитали, что в общей сложности он провел в Даниловском около двух лет. Здесь были написаны многие произведения Куприна - среди прочего такие известные рассказы, как «Сула-мифь», «Слон», «Река жизни», начало романа «Яма», литературно-критические статьи.
Писатель в Даниловском не только работал, но и отдыхал - с удовольствием ходил на охоту и на рыбалку с местными жителями и однажды даже чуть не утонул в болоте. А на Рождество устраивал в имении для крестьянских детей настоящую елку - со свечками, с играми, с подарками для каждого маленького гостя. Эту традицию нынешние работники музея поддерживают до сих пор - для детей организуются елки, литературные вечера, посвященные Батюшкову и Куприну, конкурсы чтецов.
«Гранатовый браслет»
Рассказ Куприна «Гранатовый браслет», который сейчас входит в школьную программу, тоже задумывался в Даниловском. Доброй знакомой Федора Дмитриевича Батюшкова и его соседкой по имению была известная пианистка того времени Вера Уаровна Сипягина-Лилиенфельд. Золотая медалистка Петербургской консерватории, чей диплом был подписан самим Римским-Корсаковым, она выступала с сольными концертами в Москве и Петербурге, иногда в других крупных городах, но не забывала и свою малую родину.
Часто навещала она и Федора Дмитриевича в его поместье, и Батюшков с Куприным с удовольствием наносили ей ответные визиты (к сожалению, имение пианистки в деревне Свистуны не сохранилось до наших дней). Хозяйка любила играть для своих гостей, и в один из вечеров особенно вдохновенно исполнила «Аппассионату» Бетховена. Жена писателя Мария Карловна Куприна-Иорданская оставила воспоминания об этом вечере и замечательной игре Веры Сипягиной: «В этот вечер она вложила в свою игру то трагическое чувство, каким была ее последняя безнадежная любовь, страдание, которое она должна была глубоко от всех таить. Так, как в этот вечер, никогда раньше она не играла». Именно этот эпизод запомнился писателю и лег в основу «Гранатового браслета». А в музее Батюшковых и Куприна в Даниловском лежат на старинном рояле подлинные ноты XIX века, принадлежавшие Вере Сипягиной-Лилиенфельд.
Не только «Гранатовый браслет» обязан своим появлением усадьбе Батюшковых. Даниловское Александр Иванович Куприн описал в рассказах «Попрыгунья-стрекоза», «Завирайка», «Черная молния» и некоторых других. Писатель дружил с местным управляющим, Иваном Александровичем Араповым, чей дом располагался напротив дома Батюшковых в Даниловском,и писал ему после революции, в 1918 году: «Поклон даниловским соснам, людям и зверям. Чего бы я сейчас не отдал, чтобы вернуть даниловские времена...»
Народный музей Батюшкова и Куприна

К сожалению, «вернуть даниловские времена» было невозможно. После Октябрьской революции усадьба была национализирована. Сначала здесь размещалась коммуна, затем на протяжении десятилетий советской власти бывшее поместье переходило из рук в руки и принадлежало самым разным организациям. Наконец, 7 сентября 1960 года, в связи с 90-летием со дня рождения Александра Ивановича Куприна, в Даниловском стараниями инициативной группы краеведов был открыт на общественных началах народный музей Батюшкова и Куприна.
Лишь спустя десять лет, в 1970 году, музей получил статус муниципального и был преобразован в филиал Устюженского краеведческого музея. К двухсотлетию со дня рождения Константина Николаевича Батюшкова, в 1987 году, на территории прилегающего к музею парка был открыт памятник поэту. Позже была проведена научная реставрация дома, воссоздана былая планировка и соответствующий эпохе интерьер, восстановлены гостиные, кабинет, библиотека, в комнатах размещена экспозиция, посвященная истории рода Батюшковых.
Сотрудникам музея есть чем гордиться: усадьба в Даниловском остается единственным в стране мемориальным домом семьи Батюшковых. Дальние потомки поэта приезжали в 2010 году на праздник музея, посвященный одновременно двум славным юбилеям: 140-летию со дня рождения Александра Ивановича Куприна и полувековой годовщине открытия музея. Ныне Музей-усадьба Батюшковых и А. И. Куприна в селе Даниловском Устюженского района является объектом культурного наследия федерального значения.
Свой замечательный, пронизанный тонким душевным юмором рассказ «Завирайка» (так зовут пса, с которым автор отправляется на охоту) Куприн начинает с описания холодной зимы, проведенной им в «новгородской лесной глуши», «в запущенном барском имении Даниловское». Легко можно вычислить, что дело происходит в 1910 году: «Это было не только до эмиграции, но даже до революции, даже еще года за четыре до великой войны; право, мне иногда кажется, что случилась эта история лет сто или двести назад».
Автор в рассказе сетует на то, что хотя в его распоряжении и оказался «старинный деревянный дом в два этажа и в четырнадцать больших комнат», но отапливать, чтобы согреться, можно было только одну из них, в которой он и жил, и ел, и работал (для состоятельного человека в начале XX столетия это было непривычное сочетание). Мы узнаем о подробностях быта в старинной зимней усадьбе: нужно было приносить снег, растапливать его, чтобы получить воду для умывания и для самовара, который тоже надо уметь раздуть, топить дровами печку, подметать комнату, что-то готовить. Все это писателю приходилось делать самому, невзирая на то, что кругом было много местных крестьян, которые с удовольствием пошли бы к нему на время в услужение. Но они смертельно боялись и избегали - «не меня, - пишет Куприн, - а именно тот большой, старый, серый, с белыми колоннами дом, в котором я жил».
Что же так испугало даниловских жителей? Куприн говорит, что во всех соседских деревнях любой твердо знал: «в Даниловском доме на чердаке находится черный гроб, а в гробу этом лежит огромная страшная мертвая нога», которая по ночам «ходит по всему дому и горько плачет, взывая о погребении».
Каково же было изумление писателя, когда оказалось, что крестьянские сказки имеют под собой реальную основу! Роясь на чердаке, он обнаружил «солидный черный ящик с застежками», который больше был похож на футляр для музыкального инструмента, но при желании можно было бы его принять и за гроб. Раскрыв футляр, автор обнаружил в нем, действительно, прекрасно сработанную искусственную ногу, протез, обтянутый «превосходной толстой голландской замшей». Позднее выяснилось, что он принадлежал отважному воину, потерявшему ногу в бою, герою войны 1812 года... Вот какие тайны хранила старинная усадьба в Даниловском!