Усадьба Филимонки

Усадьба Филимонки

В паре километров от усадьбы Валуева (можно пройти пешком) на той же реке Ликове располагается усадьба Филимонки. Село известно с XVII века; усадьба появилась столетием позже, предположительно, при Голицыных. Потом хозяева часто менялись — одни запускали хозяйство, другие, напротив, брались за него обстоятельно.

В начале XIX века Д.В. Измайлов полностью перестроил ветхую усадьбу Филимонки, возведя не очень большой, но солидного вида ампирный особняк в два этажа. Ходили легенды, будто бы в этом особняке останавливался на ночь, покидая Москву, Наполеон; впрочем, таких легендарных, а скорее мифических «домов Наполеона» к западу от Москвы немало, и подтвердить чем-либо все эти «версии» не представляется возможным... Что говорить, красивому зданию — красивая история. Дом Измайлова получился внушительным — с массивными стенами, широкими фронтонами, мини-колоннадой в два этажа и бельведером. Выглядел он, как «вырубленный из скалы», хотя на самом деле был деревянным. В таком виде имение к середине XIX века досталось Святополк-Четвертинским.

Княжеская семья традиционно проводила в Филимонках лето. Старые усадебные постройки не переделывали, но дополняли своими. Благодаря Владимиру Борисовичу и Вере Борисовне Святополк-Четвертинским в Филимонках появилась выдающаяся церковь, а затем и монастырь.

Огромный двухэтажный храм замысловатой архитектуры начали строить в 1861 году, а закончили и освятили в 1888-м. В 1891 году, наконец, учредили Князь-Владимирскую обитель. Вера Борисовна приняла монашеский постриг и руководила монастырем до 1893 года, в нем же она была похоронена. Монахини много и щедро занимались благотворительностью, содержали докторов, лечивших людей бесплатно, раздавали пособия нуждающимся. Сестры В. Б. Святополк-Четвертинской, надо отметить, тоже пошли по стезе благотворительности: Наталья Шаховская основала общину сестер милосердия «Утоли моя печали» в Лефортове, а Надежда Трубецкая — Братолюбивое общество снабжения неимущих квартирами (позже, когда княгиня, спасая растратчика-сына, распродала все свое имущество, ее общество помогало и ей самой).

Троицкая церковь поражает как размерами, так и своей необычностью. Свеча колокольни видна издалека — не заметить ее просто невозможно. Определить архитектурный стиль довольно сложно — перед нами фееричная квинтэссенция эклектики, тут намешаны и византийское зодчество, и романское, и русское... при большом желании можно даже готику разглядеть.

Выглядело все это в начале XX века, надо думать, великолепно: по обеим сторонам Айковы раскинулись монастырь и усадьба — единый архитектурный ансамбль. Тяжеловесный, приземистый особняк «дворянского гнезда» на вершине холма, а напротив — прямо из низины — взметается ввысь этакая архитектурная ракета.

К сожалению, Троицкая церковь сейчас пребывает в плачевном состоянии — в советские годы монастырь превратили в психоневрологический интернат, храм лишился хозяйской руки и начал разрушаться. К концу XX века от него оставался лишь остов. Сейчас колокольня внешне отремонтирована, но сама церковь своим видом по-прежнему напоминает римский Колизей. Тем не менее, храм — действующий (насколько позволяет аварийное состояние), его возвратили верующим в 1994 году. Дом скорби, правда, никуда не делся, поэтому к церкви через его территорию пропускают (за редкими исключениями) только на время богослужения. Признаться, это довольно тяжелое ощущение: идти к храму через сумасшедший дом... Тяжелое и символичное.

А вот усадебный дом ныне вообще не существует — он сгорел дотла летом 2006 года. Непостижимым образом уцелела в огне пожара лишь колоннада первого этажа. Жалкие руины восстановлению не подлежат — можно только выстроить «реплику», но кому же это надо?.. Это ведь просто «домики», как их презрительно называют модные архитекторы современности — адепты стекла и бетона.


Саша Митрахович 02.08.2017 21:44

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча