Усадьба Молоствовых Тетюши

Долгая Поляна «Дворянского гнезда»
Долгая Поляна официально считается «комплексным природным и историко-архитектурным памятником» Тетюшского района. Для государства - это природный заказник регионального значения площадью почти 400 гектаров. Для местных жителей - деревня Долгая Поляна с окружающими лесами на правом берегу Волги. Для туристов - неплохо сохранившаяся и по сей день сельская усадьба помещиков Молоствовых 2-й половины XIX века: господский дом со смотровой башенкой в стиле эклектики с элементами псевдоготики, живописные аллеи, образцы довольно редкой для средней полосы России растительности и, конечно же, аномальная зона, слухи о которой давно перешагнули региональные границы области.
Владимир Германович Молоствов, наиболее известный из числа хозяев этого классического «дворянского гнезда», был незаурядным человеком. Выпускник Пажеского корпуса и отставной гвардеец, он немало путешествовал, в том числе и по экзотическому Востоку, а в родных пенатах служил почетным мировым судьей и предводительствовал местным дворянством. Именно он во многом способствовал организации экспедиции в село Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана, обнаружившей здесь в 1911 году нефть. Британская компания «Kazan oil-fields limited» избрала его директором Казанского отделения.
В Долгой Поляне Молоствов задался целью создать практически идеальную усадьбу, место единения человека с природой, для чего вырыл целый каскад искусственных водоемов и разбил великолепный парк с тенистыми аллеями. К 1903 году он полностью выкупил имение у своей родни и жил в нем с супругой Елизаветой Владимировной Бер.
В усадьбе имелось немало источников родниковой воды, которой питался фруктовый сад из пяти сотен яблонь и других ценных пород деревьев. Вода из чистых ключей спускалась на террасы сада по специальным желобам; кроме того, родники постоянно обновляли содержимое трех искусственных прудов. Чистая вода нужна была Молоствову для разведения форели.
Энергией усадьба была обеспечена: в Германии закупили специальную динамо-машину, вырабатывавшую ток, и Долгая Поляна стала первым местом в Заволжье с электрическим освещением. Молоствов во всем стремился к автономии и потому построил собственную пристань на Волге для торговли и транспортировки зерна.
После революций 1917 года в усадьбе была организована школа для колхозной молодежи, а позднее размещались пионерский лагерь и Дом творчества писателей.

Владимир Порфирьевич Молоствов - Помещик, генерал и знаний попечитель
Будущий писатель и критик Петр Дмитриевич Боборыкин вспоминал о нем: «Генерал Молоствов... добрейший старичок, приятный собеседник и пользовался репутацией усердного служителя Вакха...» Знал ли тогдашний студент Казанского университета, как и сотни его однокашников, что в свое время попечитель их учебного округа, «добрейший старичок» Владимир Порфирьевич ушел с университетской скамьи добровольцем спасать отечество от Наполеона?
Род Молоствовых в России был достаточно известен: сам Пушкин писал о Памфамире Христофоровиче Молоствове, знакомом корнете лейб-гвардейского Гусарского полка:
«Не большой он русский барин,
Дураком он не был ввек,
Он татарин, он татарин,
А не русский человек».
При этом сами Молоствовы считали себя потомками литовских татар и казахской знати, а корни своей фамилии видели в «Молостове» - берестяной пахталке для сбивания масла. Сегодня считается, что этот славный российский род происходит от новгородских бояр; у этой ветви был и свой герб: серебряный щит и пара серебряных коней.
На службу - со студенческой скамьи
Владимир Порфирьевич Молоствов родился в помещичьей семье и уже с детства увлекся искусствами: поэзией, прозой, музыкой. В Казанском университете он успешно сдал экзамены на восьмиклассный чин, оказавшись однокашником будущего знаменитого математика Николая Лобачевского, но, охваченный патриотическим порывом, ушел из университета на военную службу.
Отслужив в свите императора Александра I, поручик Московского пехотного полка Молоствов участвовал в большинстве главных сражений Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. Под Смоленском он получил орден Святой Анны 4-й степени, при Бородино - Святого Владимира 4-й степени с бантом; во Франции храбрец был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и золотой шпагой «За храбрость», проявленную при взятии Парижа.
В России штабс-капитан Владимир Молоствов стал адъютантом кузена Александра I, генерала и принца Евгения Вюртембергского, который впоследствии тепло отзывался о нем в своих мемуарах.
Верен присяге
В служебной биографии верного присяге Молоствова - участие в подавлении выступления декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, кровопролитные сражения Русско-турецкой войны 1828-го; после этого, уже в звании генерал-майора, он продолжил службу за границей под началом принца Вюртембергского и участвовал в усмирении восставшей Варшавы.
Имея немалый теоретический и тактический опыт, Молоствов к 1838 году создает проект организации на Кавказе легкой горной пехоты. Через год генерал-майор становится командующим Оренбургским казачьим войском и участвует в Хивинском походе с далеко идущими политическими целями. О нем тепло отзывается другой участник похода, писатель-этнограф Владимир Даль: «благородный, душевно уважаемый мною Молоствов».
Потом были губернаторство в Воронеже, отставка «за болезнью от службы», возвращение в родовые волжские пенаты, служба предводителем дворянства в Спасском уезде и, наконец, - 10 лет службы попечителем Казанского учебного округа.

Смотритель восьми губерний
Это было ответственное назначение по личному распоряжению Николая I: в округ входили государственные учебные заведения восьми губерний, а полномочия попечителя приравнивались к статусу замминистра просвещения всей страны. На этом высоком посту Молоствов сменил своего давнего однокашника Николая Лобачевского.
Он был взыскательным и строгим руководителем. Надерзившему ему студенту даже пообещал сдать его в солдаты. Но потом сам же и написал ходатайство с просьбой восстановить строптивца на студенческой скамье.
Казанский университет и общество любителей отечественной словесности избрали бывшего генерала своим почетным членом и попечителем. Молоствов был действительным членом Русского географического общества и почетным членом конференции Казанской духовной семинарии.
Тетюшский помещик Молоствов дружил с Пушкиным, Жуковским и Гете, поскольку в совершенстве владел немецким и рядом других языков. Дома Молоствова в Казани и родовых поместьях были местами проведения традиционных литературных и музыкальных салонов и славились радушием и хлебосольством генерала и его супруги Евдокии Васильевны.
В 1859-м Молоствов был лично назначен Александром II сенатором, став членом высшего госоргана России. Назначение было пожизненным, в ознаменование заслуг этого незаурядного человека перед Отечеством.