Усадьба Никольское-Урюпино

Усадьба Никольское-Урюпино

История местечка Никольское-Урюпино

С началом подъема в XIII-XIV веках Московского княжества территория нынешнего Красногорского района превратилась в оборонительный рубеж, защищавший Москву от нападений тверских и литовских князей. Она располагалась на землях Горетова стана, которые брали свое начало от Москвы и заканчивались на берегах реки Истры.

Моровые поветрия 1551 и 1571 годов, набеги крымских татар, злодеяния опричников Ивана Грозного привели к запустению этих земель в конце XVI века. И только разоренные и опустевшие села стали заселяться жителями из других владений и пришлыми крестьянами, как в России началась Смута. И опять на десятилетия в этих местах утвердились беззаконие, разруха и безжалостная смерть.

После окончания Смуты и избрания на русский престол Михаила Федоровича Романова появляются первые письменные упоминания о приселке Урюпин, «что был к дворцовому селу Павшину». Он принадлежал дьяку Богдану Кашкину, влиятельному человеку при дворе, способствовавшему воцарению Романовых. В 1621 году, после смерти дьяка, сельцо Урюпино было пожаловано князю Ивану Никитичу Одоевскому (Меньшому), одному из черниговских князей.

В 1635-м поместье выкупил племянник Ивана Никитича, князь Никита Иванович Одоевский (ок. 1605-1689). Один из самых известных представителей династии Одоевских, Никита Иванович - храбрый воин, дипломат и царский стольник - в 1649 году возглавил комиссию по составлению Соборного уложения. Об авторитете Одоевского при дворе красноречиво говорит тот факт, что он вместе с женой Евдокией Федоровной были посаженными родителями на свадьбе царя Алексея Михайловича Романова с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

Никита Иванович и его сын Яков, проживший на десять лет дольше отца, считались одними из самых богатых помещиков своего времени. Имея десятки тысяч крепостных, они по этому показателю уступали лишь знаменитому боярину Б. И. Морозову и царю Алексею Михайловичу Романову.

По прошествии времени владельцем имения в Никольском-Урюпине стал правнук Никиты Ивановича - Юрий Юрьевич, который не оставил наследников, поэтому после его смерти имение перешло в Казну. Его выкупил Сергей Григорьевич Долгоруков. Уличенный в составлении подложного завещания для императора Петра II, он попал в опалу, а в 1739 году его казнили. Имение конфисковали, но в 1748 году императрица Елизавета Петровна вернула его вдове князя Марии Петровне Долгоруковой.

Строительство усадьбы

В 1774 году Николай Алексеевич Голицын, владелец усадьбы Архангельское и соседнего села Поздняково, покупает Никольское-Урюпино у Г. С. Долгорукого. Он решает перестроить имение, и в Никольском-Урюпине начинается пора стремительного дворцово-паркового ренессанса.

В 1780-х годах появился «охотничий домик» (Белый домик), превратившийся в центр архитектурнопаркового комплекса. Небольшой по размерам, он напоминал греческие храмы: вертикальные линии колонн и пилястров, увенчанных фронтонами, барельефы на античные темы и т. д. Особо удивлял так называемый Золотой зал, украшенный лепниной и фресковой росписью, выполненной по эскизам французского художника XVIII века Франсуа Буше.

Продуманностью отличалась и планировка парка с веером аллей, расходящихся от пруда с беседкой позади Белого домика. У входа в здание появились мраморные скульптуры львов, позже перевезенные в Архангельское.

В это же время начинается строительство Большого дома и служебных помещений (людская, кухня, контора, имевшая башенку с часами), разбивается пейзажный парк с редкими сортами деревьев.

После смерти Николая Алексеевича Голицына, его малолетний сын Михаил Николаевич (1796-1863) получил в наследство недостроенное имение и большие долги. Нужны были дополнительные средства, и он сдал в аренду плотину, где на месте бывшей мельницы купцы Осипов и Жуков наладили производство сукна. Став в дальнейшем собственником фабрики, князь М. Н. Голицын выгодно продавал сукно военным. После отмены крепостного права фабрика была закрыта из-за нерентабельности.

В последние перед революцией годы владелицами усадьбы были внучки Михаила Николаевича, одна из которых - Анна Николаевна, была супругой председателя IV Государственной думы М. В. Родзянко.

Печальная судьба «Дворянского гнезда»

Революция 1917 года на первых порах не принесла серьезных перемен наследницам князя Голицына. Хозяйки усадьбы продолжали жить в имении и даже сохранили при себе штат из 15 служащих, которые продолжали вести дела. Тем не менее внучки Голицына обратились с письмом в Наркомпрос, попросив выдать им охранную грамоту. Документ они получили, но летом 1919 года в Большом доме был открыт музей, экспозиции которого рассказывали об обстановке и быте «дворянских гнезд» дореволюционной России. Служебные постройки и сельскохозяйственный инвентарь передали рабочему комитету Гознака для организации ведомственного совхоза.

21 сентября 1921 года территория вокруг селений Николо-Урюпино, Нахабино и Степановское постановлением Совета народных комиссаров РСФСР была отведена для организации Военно-инженерного полигона Главного военно-инженерного управления Красной Армии. Музей в 1929 году тоже закрыли, а экспонаты передали в музей «Архангельское». Вслед за открытием полигона в Николо-Урюпине появляется учебный лагерь Военноинженерной академии им. Куйбышева, в ведение которой перешли постройки усадьбы и вся ее территория. За более чем полвека «хозяйствования» военных почти погиб старинный парк, служебные здания разрушились. Разворачивавшиеся много раз различными подрядными организациями реставрационно-строительные работы в имении так же безрезультатно и заканчивались. Время и непогода безжалостно уничтожают остатки былого величия одного из старейших и красивейших «дворянских гнезд» Подмосковья.


Саша Митрахович 28.02.2019 07:51
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча