Устюжна достопримечательности

Устюжна достопримечательности

Топонимика Устюжны чудовищна. Почти все улицы, площади и переулки после революции резво переименовали в соответствии с новой идеологией. С тех пор идеология, хотелось бы думать, устарела. А названия остались. И нам придется — смиряясь или нет — постоянно сталкиваться с ними, бродя по Устюжне, которая, этими названиями будто оплеванная, все-таки прекрасна.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы стоит на площади Жертв Революции. В недавнее время эту площадь все-таки чаще зовут Соборной.

Соборная площадь организовалась вокруг, что естественно, городского собора, на правом берегу реки Ворожи, разделяющей надвое старую часть города. Не ту совсем старую, где находилось городище (теперь там ничего нет, кроме памятного знака), а просто старую. На правом берегу Ворожи — площадь Соборная, на левом — Торговая. Ее ансамбль, состоящий из солидных образчиков дореволюционной застройки, хорошо виден от собора. Вот и пойдем туда: очень уж приманчива эта картинка.

Торговая площадь

Торговая площадь Устюжна

К сожалению, своего главного акцента Торговая площадь в советское время почти лишилась. Почти — потому что он как бы есть, но его как бы нет. Речь о храме Воскресения Христова. На дореволюционных открытках он выглядит очень представительно. Пятиглавый, с четырехъярусной колокольней (как, должно быть, перекликалась она — и визуально, и звоном — с колокольней Богородице-Рождественского собора!), он организовывал вокруг себя всю «обстановку» площади. Помнили устюжане и о том, что некогда Воскресенский храм был монастырским. Правда, еще в деревянную свою эпоху. Монастырь существовал на этом месте с XVI века, имея две церкви — Воскресенскую и Ильинскую, — а в 1764 году подвергся упразднению. К тому времени в нем осталась одна только Воскресенская церковь, которую в 1773 году и перестроили в камне. В первой половине XIX века храм «продлили» трапезной и притвором, над которым возвели уже упоминавшуюся колокольню.

Закрыли храм по решению президиума Череповецкого окрисполкома от 28 октября 1929 года. В нем устроили кинотеатр, а колокольню сломали. В конце 1980-х годов началась вялая реставрация здания, но никакого зримого результата она не принесла.

Рядом с полуразрушенным храмом стоит бюст Я. М. Поздеева (1834—1918). Смотрит Яков Михайлович на свой бывший дом, где сейчас находится городская библиотека.

Представитель старинного купеческого рода, Я. М. Поздеев своей деятельностью увенчал труды нескольких поколений семейства. Он явился основателем ежегодной устюженской ярмарки (она шумела здесь же, на площади), выстроил несколько каменных торговых заведений. Именно он и положил начало массовому каменному строительству в Устюжне, организовав свой собственный кирпичный завод неподалеку от города. Так что именно благодаря ему местные жители получили возможность строить дома по сходной цене.

Торговал Яков Михайлович зерном, мукой и скобяными изделиями; ежегодная прибыль его только от оптовой торговли хлебом составляла около 5000 рублей. Но, конечно, будь он лишь удачливым предпринимателем, вряд ли бы осталась в Устюжне память о нем, да еще «закрепленная» бюстом. Дважды Поздеев избирался городским головой, а из его прибылей значительная часть уходила на дела благотворительности. Он выделил средства на постройку городского училища, казарм, женской гимназии, состоял попечителем нескольких учебных заведений — в том числе сельских. Долгие годы Яков Михайлович был старостой храма Преполовения Пятидесятницы и приписанной к нему церкви вмч. Димитрия Солунского (оба храма разрушены в 1930-е годы).

Принимал участие Поздеев и в ремонтах соборного храма Рождества Богородицы. В частности, именно благодаря ему были позолочены купола собора.

Поздееву не слишком повезло — он дожил до 1918 года. Умер — это он-то — нищим и бездомным. В его доме, не дождавшись даже смерти старика, устроили пролетарский клуб.

За Козьим мостиком

Козий мостики храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Один из самых живописных уголков Устюжны — Козий мостик через речку Ворожу и церковь Благовещения Пресвятой Богородицы за ним.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Благовещенская церковь впервые упоминается в 1567 году как приходская. В 1609 году, когда устюжане оборонялись от польско-литовских отрядов во время Смуты, она, стоявшая вне стен острога, была разграблена и сожжена.

В 1612 году храм получил новую жизнь. Восстановили его монахи Успенского Шалочского монастыря, разоренного интервентами. Спустя некоторое время они вернулись в свою обитель, а при Благовещенском храме возник девичий монастырь, в котором, по переписи 1713 года, спасались пятьдесят насельниц. Храм к моменту этой переписи был уже каменным. Его выстроили вслед за Богородице-Рождественским собором, в 1694 году. А сам монастырь XVIII века не преодолел, будучи упразднен.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Устюжна

В XIX столетии церковь оставалась бесприходной и существовала в качестве приписной к Воскресенскому храму на Торговой площади. Когда в 1929 году Воскресенский храм закрыли, община перешла в Благовещенский и здесь сумела продержаться до 1935 года, когда и это церковное здание понадобилось советской власти под склад. В 1958 году Благовещенский храм, в уважение к его старине, передали Устюженскому краеведческому музею. И — да, к обедне сюда не придешь. Не служат здесь обедни.

Мирное его существование нарушила в первой половине 1990-х годов кража нескольких икон и картины Айвазовского общей стоимостью в два миллиона долларов. Среди похищенных образов была и «Одигитрия Устюженская».

То, что предметы искусства (иные из которых являются к тому же святынями) пропадают из музеев, давно уже стало секретом Полишинеля. Но устюженское ограбление, с его наивной наглостью, выходит из ряда вон. Говорят, что иконы вынесли из храма, пока сторож пил водку...

Дальняя дорога ждала «Одиги-трию». Сначала в Финляндию, в фургоне, груженом ДВП, потом в Германию. В 2005 году она обнаружилась в Лондоне, в собрании галериста Ричарда Темпла. Купил он икону, как выяснилось, за неприлично смешные 150000 долларов, не зная, разумеется, что она — краденая. Переговоры о возвращении иконы на родину вели с Темплом сотрудники Росохранкультуры. Коллекционер согласился отдать «Одигитрию» бесплатно. В 2005 году икона прилетела в Москву (по рассказам пассажиров того рейса, самолет чудом избежал аварии), в 2006 году ее вернули Церкви, и теперь она находится в московском храме Христа Спасителя.

Но устюжане ждут, когда их Путеводительница вернется к ним. Пусть даже — в музей.

Рядом с Благовещенским храмом, лицом к лицу, стоит, трогательно строжась «ампирными» колоннами, милейший деревянный особнячок М. С. Батюшковой. Теперь здесь ясли-сад. Очень похожий особняк встретим на улице Карла Маркса (бывшей Большой Московской).

Казанский храм

Церковь Казанской иконы Божией Матери Устюжин

В XVI веке (быть может, и раньше) на месте существующей ныне Казанской церкви был храм, посвященный Рождеству Христову. К 1567 году он уже успел запустеть; стоял, по тогдашнему выражению, «без пения». Но в кельях возле него еще жили нищие, кормившиеся мирским подаянием.

В документах 1597 года Рождественский храм не упомянут вовсе. В первой половине XVII века здесь, в сосновном лесу на окраине города, было божедомье — место, где хоронили умерших нечаянной смертью, нищих, странных людей. Здесь часто, как гласит предание, молился устюженский юродивый — Афоня Железный Посох. И однажды ему явилась икона Божией Матери.

Казанская икона

В 1647 году устюжане построили здесь деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом вмч. Екатерины. В 1659 году он сгорел от попадания молнии, но образа, книги и утварь успели спасти, и вскоре они «перешли» в новый, выстроенный на том же месте, и тоже деревянный (его возвел «по обещанию своему» посадский человек Михаил Олончанин).

Возведение каменного Казанского храма жители Устюжны относят к 1694 году и прочно связывают с семейством Строгановых. Рассказывают, что некогда, еще при царе Алексее Михайловиче, один из представителей этого именитого рода, находясь в Устюжне, тяжко захворал и, уже не чая исцеления, обратился с молитвой к Божией Матери — перед явленной Ее Казанской иконой. И выздоровел.

Храм наделен яркими чертами «строгановского» стиля, числя в своем родстве такую, например, жемчужину, как нижегородская церковь Собора Пресвятой Богородицы, несомненно построенную Г. Д. Строгановым. В середине XVIII века храм был расписан ярославскими мастерами. В 1939 году Казанскую церковь закрыли, но во время войны открыли вновь. С тех пор она остается действующей.

Село Даниловское

Господский дом в Даниловском, ныне—Дом-музей Батюшкова и Куприна.

Знакомство с Устюжной будет неполным без одной, не так далекой, но все же легче осуществляемой на личном автотранспорте, поездки. В пятнадцати километрах от города (выезжать нужно по Коммунистическому — простите — переулку) находится село Даниловское с музеем-усадьбой Батюшковых и А. И. Куприна. Этот дом с колоннами, выстроенный еще в конце XVIII столетия, помнит Константина Николаевича Батюшкова (1787—1855), которого литературоведы поместили в предшественники Пушкина. Здесь, в Даниловском, поэт проводил детские годы — не слишком счастливые, омраченные смертью матери и неуравновешенностью отца. Но все же детские. Тогда он еще не знал, что несет в себе не только высокую поэтическую болезнь, но и наследственный душевный недуг, разрушивший впоследствии его жизнь.

От Константина Батюшкова Даниловское перешло к его сводному брату Помпею, а последним предреволюционным хозяином его был Федор Дмитриевич Батюшков, историк литературы и литературный критик. Он дружил с А. П. Чеховм, В. Г. Короленко, М. Горьким, А. И. Куприным. В особенности с Куприным. Познакомились Батюшков и Куприн в редакции журнала «Мир Божий», который издавала жена Куприна Мария Карловна. Федор Дмитриевич был главным редактором журнала, а Александр Иванович заведовал отделом беллетристики. Знакомство быстро переросло в крепкую дружбу.

Живал в Даниловском Куприн в 1906—1911 годах — и весьма плодотворно. Многие вещи его написаны или задуманы здесь. Например, тема «Апассионаты» в «Гранатовом браслете» — совершенно устюженская. Здесь писатель слышал ее в исполнении талантливейшей пианистки В. У. Сипягиной-Лилиенфельд.


Саша Митрахович 16.11.2017 08:11
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча