Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход - один из самых протяженных и старых в России. Каждый год в начале июня за пять дней верующие проходят 150 километров с чудотворной Великорецкой иконой святителя Николая Угодника.
Великорецкая икона была обретена вятским крестьянином Семеном Агалаковым в 1383 году, через три года после Куликовской битвы. Произошло это на берегу реки Великой, из-за чего икона и получила свое название. По преданию, от иконы исходило сияние, а страждущие по молитвам перед ней получали исцеления. На месте ее явления построили часовню, но через несколько десятилетий было решено перенести образ в Вятку, которая в то время была известна как Хлынов. С тех пор, вот уже пять столетий, икона ежегодно возвращается на место своего обретения — в этом и состоит Великорецкий крестный ход, проходящий с 3 по 8 июня.
С недавнего времени чудотворный образ находится в надвратной церкви Успенского Трифонова монастыря — самой известной вятской обители, главный храм которой служит кафедральным собором Вятской епархии. Крестным ходом икона доставляется в село Великорецкое, а потом возвращается в город.
Традиция Великорецкого крестного хода никогда не прерывалась. В первые пореволюционные годы он продолжал собирать многие тысячи паломников. Только с 1937 года, когда уничтожили Александро-Невский собор, а чудотворную икону, хранившуюся в нем, изъяли, он стал тайным — небольшие группы паломников совершали переходы по маршруту крестного хода и поклонялись месту обретения образа. Официальный запрет на крестный ход вышел лишь в 1959 году, но и это не остановило верующих.
В 1989 году «хрущевский» запрет на крестный ход отменили; с 1993 года он полностью повторяет исторический маршрут.
В 2000 году Великорецкий крестный ход получил статус всероссийского, и с тех пор количество его участников заметно возросло. Вскоре был побит доревоюционный рекорд — 27 тысяч участников крестного хода. В последние годы их число превышает 30 тысяч человек.
За свою историю Великорецкая икона святителя Николая побывала в разных городах России, включая Москву, куда ее доставляли крестным ходом еще в XVI веке. Сам чудотворный образ получил огромное распространение, его списки разошлись по самым дальним уголкам нашей страны.