Волжская набережная Ярославль

Набережная Волги - парадное гулянье Ярославля... Еще дореволюционные путеводители нахваливали ее, говоря, что она «по красоте считается лучшей по всей Волге». «Начинается она, — рассказывал П. Критский в „Прогулке по Ярославлю“ (1911), — от церкви Петра и Павла, откуда открывается полный вид на строящийся через Волгу железнодорожный мост...»
Петропавловской церкви мы теперь не найдем, а очень жаль. Построенная в конце XVII века на средства прихожан, она имела удивительную, единственную в Ярославле колокольню — с шатром, в середине суживающимся ради второго яруса звонов, завершавшегося шатром меньшего размера. Этот силуэт определял перспективу Волжской набережной. Храм получил сильные повреждения в 1918 году, но в 1920-е был, благодаря самоотверженным усилиям реставраторов (во главе бригады стоял П. Д. Барановский) восстановлен — ради того, чтобы быть снесенным в 1937 году.
Горько. Но и теперь на Волжской набережной есть на чем остановить взгляд. В особенности прелестный (как любили говорить в позапрошлом столетии) вид открывается из беседки-ротонды, выстроенной в 1840-е годы, вскоре после благоустройства набережной. Благоустроению этому положил начало Александр I. Посетив в 1823 году город и увидев, сколь непривлекателен берег питающей его реки, он выделил из казны средства на его укрепление. А в 1831 году набережную украсили чугунной решеткой, на что пошли 70000 рублей, пожалованные уже Николаем I.
Гражданские здания, выходящие фасадами на набережную, великолепны. Бывший дворец губернатора (начало XIX века), где теперь находится художественный музей, строг и подчеркнуто официален. Свои «домашние», мягкие черты он приберег для противоположного фасада, выходящего в парк. В этом здании жили и работали семнадцать ярославских губернаторов, неоднократно останавливались здесь и высочайшие особы.
Виднеющийся неподалеку фасад дома № 17, напротив, убран чрезвычайно пышно, даже избыточно. Он был построен в 1890-е годы для местного «бизнесмена» В. Я. Кузнецова, владельца кондитерской фабрики.
Но самое очаровательное на протяжении всей набережной здание — это, безусловно, «Дом общества врачей» (№ 15), нежный образец провинциального ампира. Так и кажется, что окна мезонина вот-вот распахнутся и оттуда послышатся звуки клавикорда и девичьи голоса.
Свой нынешний вид дом приобрел в 1820-е годы, но построен был значительно раньше, еще в XVIII веке. А «Домом общества врачей» он стал лишь в 1859 году, послужив благородному делу: здесь открылась первая в городе бесплатная лечебница.
Теперь свернем в Народный переулок — чтобы найти здесь подлинную жемчужину, старейшую посадскую церковь Ярославля. Сведущий читатель из этих слов, несомненно, уже понял, что речь пойдет о храме Николы Надеина (1620—1621).
Этот храм, небольшой и во многом еще ориентированный на памятники XVI века (однако уже имевший в себе потенциал ярославской школы, столь мощно развившийся в продолжение XVII столетия), строился на средства одного из самых заметных ярославских деятелей Надей Светешникова. Крещеное имя этого человека — Епифаний, и был он именно деятелем — поскольку торговлей, принесшей ему первоначальные капиталы, он, по масштабу своей личности, ограничиться не мог.
Получив уже 1613 году звание государева гостя, Светешников исполнял важные государственные поручения, бывал в Сибири, основывал новые производства. Живи он на сто лет позже, он вполне мог бы оказаться родоначальником славной династии, каковыми стали Строгановы или Демидовы. Но эпоха оказалась все-таки тесновата для него: в 1645 году, погорев на одной из крупных операций, он был вызван в Москву и «поставлен на правеж». Позора и пыток его седая голова не снесла. Похоронили Надею Светешникова в южном подклете Никольской церкви, еще при жизни его именовавшейся не иначе как «Николо-Надеинской».
К сожалению, храм не сохранил в целости ни своего первоначального облика, ни богатейшей утвари, среди которой имелись в том числе «высочайше пожалованные» предметы (царь Михаил Федорович, благоволя Надее Светешникову, прислал к освящению построенного им храма воздухи «отласа красного», шитые жемчугом и драгоценными каменьями, а также фелонь из золотой парчи «царского настольного ковра»). Впрочем, некоторые предметы из Николо-Надеинской церкви поступили в собрание Ярославского музея, благодаря чему и дошли до наших дней.
Фрески Николо-Надеинского храма представляют собой наиболее ранний памятник ярославской монументальной живописи. Однако работали над ними не только ярославцы: в составе артели трудились, помимо уроженца Ярославля Стефана Ефимиева, костромичи Любим Агеев и Василий Ильин, а также нижегородец Иван Муравей. Работы велись, как следует из сохранившейся на южном столпе надписи, в течение двух месяцев — с 5 июля по 5 октября 1640 года. Сейчас фрески находятся под записью. В 1882 году их поновляла артель палешан — следовавших, впрочем, довольно точно первоначальному рисунку.