Вознесенский монастырь Тамбов

Вознесенский монастырь в Тамбове основал епископ Питирим в 1690 году. Когда-то это была северная окраина города — устье речки Студенец. Монастырь был женским, и первой его игуменьей стала сестра епископа Питирима Екатерина. Постройки — деревянные, в 1724 году во время сильного пожара все они выгорели...
Тамбов первой половины XVIII века был небогатым городом, позволить себе отстроить целый монастырь с нуля и «под ключ» местные, конечно, не могли. Потихоньку, постепенно, копеечка к копеечке... Долгое время туг не было ни храма, ни духовенства — только кельи для монахинь, и те — простые деревянные избы! Но в 1764 году, во время реформы Екатерины II, когда многие монастыри попали за штат или вовсе закрылись, Тамбовскому Вознесенскому монастырю повезло — его определили в третий класс с относительно небольшим, но постоянным содержанием.

В 1798 году был освящен первый каменный храм монастыря — Вознесенская церковь, спроектированная местным мастером Иваном Кругликовым и послушником Саровской пустыни Нафанаилом (Саров в то время относился к Тамбовской губернии).
В 1816 году заложили второй храм — во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», дошедший до наших дней в почти первозданном виде, в отличие от Вознесенской церкви, которая не устояла в 1930-е годы. Но обо всем по порядку.
Известность пришла к Вознесенскому монастырю в середине XIX века. К этому времени здесь поселилась монахиня Миропия — потомственная дворянка, в миру Мария Аденкова, благословленная некогда на венчание фамильной иконой Казанской Божией Матери с частицами мощей евангелиста Матфея, Василия Великого и святого Спиридона, а также частицей крови Иоанна Крестителя. Когда муж Марии умер, вдова удалилась от мира, став послушницей московского Зачатьевского монастыря. В 1812 году, во время нашествия французов, сестры эвакуировались из Москвы, и послушница Мария выбрала для поселения Тамбов. С ней в дорогу отправился и фамильный образ.

То, что икона — чудотворная, выяснилось еще в пути. Ямщик, задумавший было ограбить беззащитную пассажирку, внезапно ослеп и прозрел только после покаяния и совместной молитвы перед Казанской. Уже в Тамбове, в Вознесенском монастыре, послушница, ставшая к тому времени монахиней Миропией, ежедневно читала акафисты перед святой иконой, стоящей в ее келье. Перед смертью ей было видение — Богоматерь повелела Миропии передать образ в Шацкий Вышенский монастырь, где от нее стали происходить многочисленные чудеса — от внезапно возникавшего сияния до избавления от холерной эпидемии.
Ее возили из Выши в разные города губернии, в том числе и в Тамбов. Тогда-то вспомнили и о скромной монахине Миропии, погребенной у южной стены Вознесенской церкви. Над ее могилой воздвигли железную часовню. А когда в 1906 году главный храм монастыря решили перестраивать, захоронение оказалось внутри его стен, и для него устроили нишу в стене, оформленную в виде пещеры с каменным спуском.
Краткий расцвет Вознесенского монастыря Тамбова пришелся на рубеж XIX — XX веков, когда здесь были странноприимный дом, сиротский приют, прачечная, просфорня, конюшня и множество подсобных построек, деревянных и каменных. Работали ткацкие, суконные и золотошвейные мастерские, сестры держали сад и пасеку, на храмовый праздник устраивали большую ярмарку.
Вознесенский монастырь после революции
Все это кануло в лету с изменением политического строя. Уже в 1918 году началось разграбление обители. В 1929-м закрыли теплый Скорбященский храм, позже разрушили большой Вознесенский.
Впрочем, и возрождение монастыря началось еще при Советах. Скорбященскую церковь передали РПЦ в 1988 году в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси. В 1992 году приняли решение о возобновлении монашеской жизни.
Спустя еще шесть лет появилась новая часовня над могилой сестры Миропии... Долгое время не было только Вознесенской церкви. Новый храм заложили в 2007 году и строили семь лет. Судя по виду, на декор архитектора явно вдохновил «Василий Блаженный», хотя формы — типично Тоновские, русско-византийские образца середины XIX века. Пестрая эклектика возносится над городом на высоту более чем 60-ти метров. Издали очень впечатляет, вблизи, увы, слишком заметна «ростовая» и стилевая дисгармония с другими монастырскими постройками.