Вырица Ленинградская область

Гости Северной столицы обыкновенно бывают в Вырице с паломническими целями. Однако если у вас есть время, мы от всей души советуем вам не ограничиваться посещением Казанского храма и часовни над могилой прп. Серафима Вырицкого. Тихая Вырица — идеальное место для летних и осенних прогулок.
Вырица - дачный пригород Санкт-Петербурга
В дачной удаленности от Санкт-Петербурга (расстояние это современная электричка пробегает чуть более чем за час), за такими именитыми «загородами» Северной столицы, как Царское Село и Павловск, расположен небольшой поселок Вырица Ленинградской области.
Это один из многих дачных поселков, возникших на рубеже XIX—XX столетий в ответ на нужды столичного, как сейчас бы сказали, среднего класса, желавшего проводить лето вне душных стен града Петрова. И хотя впервые деревня под названием Werektca появилась на карте Ингерманландии еще в 1676 году, свою современную историю Вырица отсчитывает именно с последних предреволюционных лет.
Вся местность в излучине Оредежа, где строился в начале 1910-х годов поселок, принадлежала Витгенштейнам (отсюда и название — Княжеская долина). Цена, по которой они продавали участки под дачи, зависела от размера и расположения, более или менее живописного.
К началу XX века традиционные дачные пригороды Санкт-Петербурга — Царское Село и Павловск — оказались переполнены. Летом сюда выезжало едва ли не все «лучшее общество», а также и те, кто желал если не войти в него, то хотя бы к нему приблизиться. Расширять застройку и без того уже весьма широко раскинувшихся «курортов» не представлялось разумным.
В то же время, по мере продления Царскосельской железной дороги на юг, появилась возможность развивать дачный потенциал «запавловской» местности. В 1906 году в 30 километрах от Павловска, близ деревни Вырица, состоявшей всего из нескольких дворов, открылась одноименная железнодорожная станция. И процесс пошел.
Прекрасная природа, удобное сообщение с Петербургом и «все удобства», включая «фонари усовершенствованного образца» и «пешеходную дорожку протяжением около 3 верст вдоль всего живописного берега реки Оредеж» к 1917 году сделали Вырицу одним из самых фешенебельных дачных мест в окрестностях Санкт-Петербурга.
По площади поселок Вырица превзошел и Царское Село, и Павловск. Здесь отдыхали многие из тех, чьи имена составили «культурную каргу» русского Серебряного века.
Вырицкая дачная застройка для своего времени была типичной — деревянный модерн. Башенки, эркеры, веранды и крылечки, словно бы беспорядочно стесненные, абы как склеенные друг с другом, но в итоге создающие очень симпатичное и уютное целое. То ли русский теремок, то ли финская мыза, то ли китайская пагода, а все вместе — русская дача.
К сожалению, многие из этих старых дач не дожили до наших дней (иные сгорели уже в последние годы, и не разберешь — по недосмотру ли произошел пожар, по злому ли умыслу). И все-таки старая Вырица осталась, и любителям дачного модерна непременно следует побродить по ней.
Храмы в Вырице

Среди храмов Вырицы первым был Петропавловский, заложенный 10 сентября 1906 года и освященный 22 июня 1908 года.
Храм, выстроенный по проекту архитектора Н. И. Котовича в стиле, который тогда называли «старомосковским», был рассчитан на 1500 богомольцев. Первое время, хотя приход уже существовал (к нему принадлежали, кроме самой Вырицы, деревни Петровка и Красницы), Петропавловский храм не имел своего причта, и богослужения здесь совершал настоятель церкви села Введенского о. Севастиан Воскресенский. С 1911 года настоятелем храма Петра и Павла определили священника Георгия Преображенского; он служил здесь двадцать лет, вплоть до своего ареста по делу иосифлян в 1931 году.
В 1939 году Петропавловский храм «официально» закрыли. А служб здесь не было уже с 1938 года, когда арестовали последнего здешнего настоятеля протоиерея Андрея Корнилова. Церковь передали под клуб, а спустя некоторое время — под военкомат. Немцы, оккупировавшие Вырицу в августе 1941 года, устроили в Петропавловском храме конюшню, но затем, уступая просьбам верующих, вернули ее общине.
С этих пор, если не считать краткого периода в 1944 году, церковь не закрывалась. Во время боев за Вырицу она серьезно пострадала, от ее первоначального убранства ничего не осталось. Часть икон и утвари перенесли сюда из разрушенного храма преподобного Сергия Радонежского (село Большие Ящеры) и Введенского храма (село Усть-Введенское).
Спустя несколько лег после постройки Петропавловского храма у него появилась приписная «церковь-школа», освященная в честь Преображения Господня. Идея строительства этого храма родилась в 1913 году.
Освятили Преображенский храм в 1915 году. Первое время в нем служил причт Петропавловской церкви, а затем храм «обособился» от нее и стал приходским. В 1920-е годы он начал обрастать кладбищем, в 1930-е был обращен в клуб (и ведь никого не смутило, помимо всего прочего, то, что возле «клуба» уже погребены десятки людей). В 1940-е годы — очевидно, во время боев за Вырицу — здание погибло. Теперь на месте бывшей церкви-школы — памятная часовня.
Колония трезвенников в Вырице

С довольно странным — впрочем, вполне мирным — соседом приходилось мириться вырицким дачникам. В 1905 году, когда дачное строительство в Вырице еще только намечалось, здесь приобрел участок земли крестьянин Иван Чуриков, известный среди своих почитателей и последователей также под именем «братца Иоанна». Чуриков желал создать на купленной им земле колонию трезвенников. И преуспел. Зарегистрированная в 1908 году как «Общество взаимной помощи», колония производила прекрасные молочные и мясные продукты, выращивала хлеб и даже завела собственный (первый, кстати говоря, в Петербургской губернии) трактор.
Власти, духовные и светские, посматривали на Чурикова с подозрением. Полуграмотный крестьянин, уроженец Самарской губернии, в молодые годы он был трактирщиком. Но все пошло прахом: жена Чурикова впала в душевную болезнь, а сам он разорился. И тут началась обычная русская история, многажды отразившаяся и в фольклоре, и в авторской литературе. Вот хотя бы у Некрасова:
В армяке с открытым воротом,
С обнаженной головой,
Медленно проходит городом Дядя Влас — старик седой...
И так далее. Обычная история — с тою лишь поправкой, что Чурикова «регулярная» религиозность не удовлетворила, и он ударился в частное богоискательство. Проповедовал «братец» против пьянства и переписи населения, утверждал, что деятельность его якобы благословлена Иоанном Кронштадтским. Популярность Чурикова была велика, а пресекательные действия властей (высылки, заключение в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре по обвинению в сектантстве) лишь способствовали ее росту, окружая проповедника ореолом мученичества.
В церковном отношении все это завершилось ожидаемо плохо. В 1923 году чуриковцы примкнули к обновленческому Союзу общин древлеапостольской церкви, затем прекратили с ним общение, но под Патриарший омофор так и не вернулись, замкнувшись в уже подлинно-сектантских рамках. Собрания, возглавляемые Чуриковым, продолжались в Вырице до 1929 года, пока «братца Иоанна» не арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации.