Интерьер Софийского собора в Вологде

Интерьер Софийского собора в Вологде

Внутреннее пространство Софийского собора разделено на три нефа шестью квадратными (или, точнее, крестчатыми) столпами, поддерживающими высокие крестовые своды. Два восточных столпа скрыты от глаз посетителей собора пятиярусным барочным иконостасом. Первоначальный иконостас до наших дней не дошел. Известно, что в 1695 году резчики Троице-Сергиевой обители выполнили для вологодского собора новый, по образцу иконостаса своего Успенского собора. Иконы для него писали мастера-вологжане.

Но и этот иконостас не сохранился. Спустя менее чем пятьдесят лет, в 1733—1741 годах, его сменил ныне существующий. Причиной тому послужил пожар, сильно повредивший в 1724 году северную сторону иконостаса.

Писать иконы для нового иконостаса был приглашен изограф польского происхождения Максим Искрицкий, хорошо владевший приемами западноевропейской светской живописи, властно вторгшейся в церковное искусство. Искрицкий не завершил работу: в 1738 году его выслали из Вологды за промедление в писании икон. Образа местного ряда (кроме нескольких более старых икон) писали вологодские мастера.

Помимо иконостаса, внимание в соборе привлекают фрески работы ярославских изографов. Руководил ими Дмитрий Плеханов, приглашенный архиепископом Вологодским Гавриилом. Фрески покрывают «внутренность» собора сплошь, подобно некоему многоцветному ковру. Плоскости стен и откосы окон, алтарь и своды — все расписано в характерной для ярославской школы XVII века дробной, узорчатой манере.

Программа росписей в целом традиционна. В алтаре, согласно посвящению храма, изображена София, Премудрость Божия, на столпах —фигуры мучеников и благоверных князей. Верхние регистры северной и южной стен отданы евангельским композициям. Ниже изображены сюжеты земной жизни Пресвятой Богородицы и Вселенские Соборы.

Особое место среди росписей храма занимает огромная фреска «Страшный суд» на западной стене. Расположение ее традиционно, однако стоит отметить, что она является самой крупной в России фреской на данный сюжет (400 квадратных метров). Любопытная деталь: иноверцы, которые идут в муку вечную, почти сплошь изображены «ляхами». Видимо, за несколько десятилетий еще не истребилась память о горе, принесенном поляками на Русскую землю. Представлены, впрочем, среди грешников и старцы в условно-восточных костюмах, и женщины, облаченные в пестрые одежды.

В 1852 году интерьер Софийского собора капитально «поновили», почти полностью переписав все фрески. Эти записи, исказившие первоначальный авторский замысел, удалось снять в процессе реставрационных работ, проводившихся начиная с 1960-х годов. Кропотливой реставрации подвергся и соборный иконостас, также пострадавший от позднейших записей.


Саша Митрахович 29.01.2017 15:10

Читать следующую статью

Софийский собор в Вологде музей - заповедник

Читать предыдущую статью

Архитектура Софийского собора в Вологде

Похожие статьи:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча