«Троица» Андрея Рублева

Одной из самых знаменитых русских икон является «Троица», написанная Андреем Рублевым. В наши дни ее можно увидеть в одном из залов московской Третьяковской галереи.
На своей «Троице» Андрей Рублев изобразил трех ангелов, которые, как рассказывает Библия, явились однажды легендарному родоначальнику еврейского народа Аврааму. Тот принял поначалу их за обычных путников и оказал им гостеприимство. Он пригласил их в свой шатер, где поставил перед ними кувшины с молоком, подносы с маслом, мясом и хлебом. Насытившись, гости предрекли, что у жены Авраама Сарры родится ребенок. Та не поверила, поскольку была уже в преклонных летах, однако вскоре предсказание сбылось. Лишь тогда Авраам понял, что угощал не простых странников, а принимал у себя в людском обличии самого Бога и двух ангелов.
Традиционный библейский сюжет — «Гостеприимство Авраама» — иконописцы писали и до Рублева. Однако именно он создал на этой основе настоящий шедевр. Ко времени написания иконы Рублев был уже признанным мастером. Он создал свою «Троицу» около 1410 года.
Тогда художнику было уже за пятьдесят. Мрачная тема «Страшного суда» превратилась под его кистью в светлый праздник торжества справедливости. Рублев был глубоко убежден, что религия, вера, не должна пугать человека возмездием за его грехи, а взывать лишь к самым светлым сторонам его натуры.
Этот нравственный, человечный взгляд, надежда на светлую жизнь, лучшим образом проявились и в его знаменитой «Троице». В центре картины на столе перед ангелами чаша, ее очертания как бы повторяют плавные контуры боковых фигур. Глаз завораживают сочетания темно-вишневого, голубого и золотистого цветов. Кажется, что эти краски икона взяла у чистого неба, поля со спелой пшеницей и осеннего пожара лесов. Три ангела составляют некое таинственное единство. В их образах видны и тихая печаль, и сострадание.
Для того чтобы по достоинству оценить искусство Рублева, следует помнить, в какое сложное для России время он написал свою «Троицу». Князья русских городов вели между собой братоубийственную войну за центральную власть. На Русь накатывали волны разорительных татарских набегов.
Горели избы и храмы. На этом мрачном историческом фоне икона Рублева была символом мечты о мире, где между людьми будет царить заповеданная Христом любовь. Можно сказать, что его «Троица» стала зримым воплощением идеи прекращения междоусобиц и объединения русских князей, идеи, которую высказывал Сергий Радонежский.