Преподобный Сергий Радонежский житие кратко.

Преподобный Сергий Радонежский житие кратко.

Сергий Радонежский житие кратко

В Москве, в знаменитой Третьяковской галерее, висит большая картина. На вершине пригорка стоит белокурый мальчик. На вид ему лет семь-восемь, не больше. На руке у него висит кнутик, пальцы молитвенно сложены. Рубашка с красным воротом перекликается своей белизной с тоненькой березкой, растущей невдалеке. Да и сам мальчишечка похож на эту березку — тоненький, хрупкий, гибкий. Широко распахнутыми глазами он смотрит на стоящего перед ним монаха. Лицо одетого в черное старца закрывает капюшон-клобук; из-под него видна только седая борода. На заднем плане церковка, а еще дальше бескрайние, полные прозрачного хрустального воздуха русские просторы. В руках монаха крошечный ларчик.

​Еще мгновение, и он достанет оттуда кусочек церковного хлеба — просфоры — и даст его отроку. Картину эту написал в конце XIX века замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров. Называется она «Святое видение отроку Варфоломею» и рассказывает о чуде, которое случилось в юности великого русского святого подвижника Сергия Радонежского.

Рождение Сергия Радонежского

Древние русские летописи говорят, что Сергий Радонежский, до пострига носивший имя Варфоломей, появился на свет в первой четверти XIV века в селе Варницы близ Ростова в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

Вместе со старшим братом Стефаном и младшим — Петром под приглядом местного дьячка он постигал грамоту, однако буквы священных библейских текстов никак не складывались у него в слова. Варфоломей печалился и страдал, ибо мила его сердцу была и горячая молитва, и святые образа в церкви. В это время и повстречал он старца-странника, который помолился за отрока и дал ему кусочек просфоры. То ли эта неожиданная встреча с божьим человеком, то ли совершенное им священное действо так повлияли на мальчика, но случилось чудо.

Словно пелена спала с его ума, и в тот же день он громко и ясно читал у домашних икон псалтырь — одну из книг Библии. Старец же предрек его родителям, что «...велик будет сын ваш перед Богом и людьми». При тех чудных словах вспомнилось матери Варфоломея, как еще до рождения сына стояла она в церкви, и трижды детский голос перекрыл слова певчих. Еще тогда показалось ей — это особый знак свыше о том, что жизнь ребенка, которого она носила под сердцем, будет связана со Святой Троицей.

Переселение на Радонеж

Так оно и вышло. Варфоломей подрастал в тяжелое для Ростова, да и для всей Руси время. Еще памятно было жестокое разорение города монголами. Тяжелой данью придавили они русичей, не давали вздохнуть, вольно расправить плечи. Но не только от монгольского ига страдали ростовчане.

В Москве власть забрал Иван Калита, который, выдав дочь за ростовского князя, стал вмешиваться в его дела. Прислал в Ростов своих вельмож, которые хуже татар тянули из людей последнее. Беднел город, а с ним хирели и соседние села. Не от хорошей жизни пришлось родителям Варфоломея в 1328 году покинуть насиженные родные места и тронуться на новое жительство — на Радонеж, в глухой лесной угол, куда еще не добрались алчные поборники.

Глядя на разорение и бесправие людское, Варфоломей мечтал об уединенной жизни, в которой он один будет трудиться перед Богом, творить ему тихую свою молитву и прославлять его каждодневными трудами отшельника. От этой мечты его удерживал до поры лишь сыновний долг. Братья Стефан и Петр были уже женаты и жили своим хозяйством. Кто кроме него позаботится о стареющих родителях? Варфоломей был рядом с ними до конца их жизни.

Уединение на берегу реки Кончуры

Преподобный Сергий Радонежский и его брат Стефан (1892), гуашь М. В. Нестерова.

После смерти родителей он уступил брату Петру свою часть наследства и отправился в окрестные леса, искать места для пустынного житья. Рядом с ним был и его брат Стефан. Жена его недавно скончалась, и тоскующий по ней вдовец хотел облегчить свое горе жизнью отшельника. Местом своего уединенного поселения братья избрали холм Маковец, что на берегу реки Кончуры. Здесь, посреди глухого Радонежского бора, срубили они маленькую церковь во славу Пресвятой Троицы.

Преподобный Сергий строит Троицкую церковь. Миниатюра XVI века.Легка и тяжела жизнь лесного отшельника. Легка, ибо нет рядом несправедливости и горя, лишь молчание векового бора кругом. Тяжела, поскольку нет помощи людской в делах и молитвах ежедневных; кроху тепла и скудное пропитание — все приходится добывать своими руками. Варфоломею тяготы в радость — каждое дело свое творит он без устали и во славу Божию. Однако годы Стефана дают себя знать, жизнь аскета для него оказалась слишком тяжела. Пришлось ему со временем покинуть брата и уехать в московский Богоявленский монастырь. Так Варфоломей остался в лесу совсем один.

Возникновение монастыря вокруг отшельника Сергия Радонежского

Преподобный Сергий. Эскиз М. В. Нестерова.Жил он так тихо и светло, что вскоре лесное зверье перестало пугаться этого удивительного человека. Кажется, Варфоломей стал понимать бессловесный язык животных, которые стали его бесхитростными соседями.

Летописи говорят, что к Варфоломею приходил даже косолапый лесной великан — медведь, с которым святой делил и скудную свою пищу, и ласковое доброе слово. За годы уединенной жизни Варфоломей утвердился в правильности пути отшельника и принял постриг — стал монахом и взял себе монашеское имя Сергий.

Вскоре об удивительном отшельнике Сергии Радонежском пошла людская молва. На Маковец потянулись монахи, желавшие, как и он, тихой уединенной жизни вдали от мирской суеты. Так вокруг подвижника возникла скромная обитель. Поначалу монахов было лишь двенадцать — по числу святых библейских апостолов. Лишь с большим трудом удалось им уговорить Сергия стать игуменом — принять над ними старшинство.

Правила общежития он установил суровые — настрого запретил просить милостыню и велел жить только плодами своих трудов. Пример подавал сам — с утра до вечера хлопотал по хозяйству: колол дрова, таскал бревна, носил для братии из источника воду в ведрах, пек просфоры и варил квас, сам шил одежду и обувь, успевая при этом творить молитвы и катать восковые свечи для церкви. Говорят, что крестьяне, приходившие взглянуть на великого подвижника, не сразу узнавали его в оборванном старике, смиренно копающем грядки.

Между тем поселение отшельников разрасталось и со временем превратилось в небольшой монастырь. Вокруг стали селиться крестьяне, появились возделываемые поля, сенокосы, пасеки. Так убегавший от несправедливого темного мира Сергий подвижничеством своим стал творить вокруг себя жизнь иную, светлую. В своем монастыре Сергий ввел правила общего жития. По ним все монахи в стенах его монастыря были равны меж собой, носили одинаковую одежду и питались из общего котла. Своим примером они являли людям общину тружеников, каждый из которых радел об общем благе и творил святую молитву во славу Господа.

Икона прп. Сергия Радонежского с житийными клеймами (1640-е гг.).

По примеру Троицкого монастыря на Маковце ученики Сергия стали создавать другие монашеские обители. Более сорока монастырей так возникло в то время на Руси. А вблизи монастырских строений начинали селиться люди.

Сергий Радонежский в объединении Руси

Своими тихими и мудрыми словами Сергий Радонежский примирял враждующих меж собой русских князей, уговаривал их добровольно подчиниться великому князю московскому. Слово праведника оказывалось сильнее оружия.

Во многом благодаря усилиям Сергия Радонежского перед Куликовской битвой все русские воины объединились под началом Дмитрия Донского.

Возле раки прп. Сергия в Троицком соборе Лавры никогда не бывает безлюдно.Сам Дмитрий Иоаннович перед решающим сражением приехал на Маковец к Сергию, молился вместе с ним и получил его благословение. Нарушив ради спасения Родины от ее врагов монашеский обет не брать в руки оружия, Сергий отправил с полководцем двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. По легенде, оба они пали в битве, которая закончилась славной победой над войском Мамая в день Рождества Богородицы. Древние тексты рассказывают, что Пречистая Дева однажды сама явилась Сергию в сиянии света, услышав его молитвы об учениках и созданной им обители.

Смерть Сергия Радонежского

Кончина преподобного Сергия Радонежского знаменовала собой конец целого этапа в истории Русской Церкви и Русского государства.

25 сентября 1392 года отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Через шестьдесят лет он был причислен к лику святых Русских.

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни строчки рукописных поучений. В отличие от многих других христианских святых, житие Сергия не поражает чудесами — событиями, которые многие современные люди сочли бы невероятными. В его жизни был лишь каждодневный труд, любовь к людям и радение за родной край.

«Игуменом всея Руси» называли его. Георгий Федотов в «Святых Древней Руси» пишет о нем:

«От мистики до политики огромный шаг, но преподобный Сергий сделал его, как сделал шаг от отшельничества к общежитию, отдавая свое духовное благо для братьев своих, для русской земли. Вмешательство преподобного в судьбу молодого государства московского, благословение им национального дела было, конечно, одним из оснований, почему Москва, а вслед за нею и вся Русь чтила в преподобном Сергии своего небесного покровителя... Преподобный Сергий, в еще большей мере, чем Феодосий Печерский, представляется нам выразителем русского идеала святости, несмотря на заострение обоих полярных концов ее: мистического и политического. Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте».

Возможно именно поэтому и жизненный путь Сергия Радонежского, полный «чистоты душевной и любви нелицемерной», остается для множества людей ярким путеводным маяком.


Саша Митрахович 23.01.2016 16:06
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча