Александр III Романов император России
Александр III, время правления - 1881-1894. Получил прозвище царя-миротворца.
Александр III, в отличие от своего отца, прославившегося благодаря многочисленным реформам (самой радикальной из которых стала отмена крепостного права), вошел в историю как царь-консерватор. Проводимая им внешняя политика обеспечила государю репутацию миротворца - ведь за все время его правления Россия не участвовала ни в одной войне. Отношения с другими странами в этот период выстраивались в полном соответствии с принципами рационального и взаимовыгодного мирного сосуществования.
По мнению историков и современников Александра III, столь последовательная политика во многом связана с характером императора. Государь слыл добрым христианином и образцовым семьянином. В обращении и повседневной жизни был прост, скромен в расходах и питал склонность к искусству живописи, которым и сам занимался в юности. Консерватизм являлся важной чертой натуры нового монарха: главной своей задачей его величество почитал сохранение и преумножение достояния подвластной ему державы.
Трагическая кончина его отца, погибшего от руки террориста, побудила Александра III ужесточить меры по предотвращению беспорядков (частью российского общества это было оценено как усиление реакции). Кроме того, за время правления императора был принят ряд документов, призванных облегчить жизнь крестьянства и сгладить противоречия реформы 1861 года. Еще одной заботой власти стала национальная и конфессиональная политика, определяющая целостность и внутреннее единство державы, особое внимание уделялось православным истокам русской духовности.
Царствование монарха завершилось в конце XIX столетия, позднее названного «золотым веком» отечественной истории. Преемнику Александра Николаю II, предстояло править в совсем другое время - полное потерь и противоречий.
В соответствии со своим кредо, император России Александр III Романов придавал большое значение развитию Православной церкви и расширению сфер ее влияния.
За время правления монарха конфессиональная политика принесла весьма существенные плоды. В России ежегодно открывалось до десяти новых монастырей, а число церковно-приходских школ к концу века достигло тридцати тысяч (начальное образование в них получали почти миллион воспитанников).
Сотни православных храмов, появившихся в стране в этот период, совершенно преобразили облик не только столиц, но и российской глубинки.