Александр Степанович Кучин

Александр Степанович Кучин (Капитан Кучин), проживший короткую, но яркую жизнь исследователя и мореплавателя, может по праву считаться одним из символов современной Онеги. Именем Кучина названы два острова в Арктике, ледник и горный пик в Антарктиде, учебное судно в Архангельске, морской буксир и переулок в городе Онеге.
Александр Степанович Кучин родился 16 (28) сентября 1888 года в селе Кушерека на берегу Онежского залива Белого моря в семье потомственных моряков-поморов -его отец был капитаном торговых судов. В 1909 году Александр закончил Архангельское торгово-мореходное училище с золотой медалью.
О дальнейшей судьбе А. С. Кучина читаем в замечательном очерке северодвинского журналиста С. Зелянина «Путь его в бессмертие пролег...»: «Многое ли можно успеть в 24 года? Александр Степанович Кучин в семнадцать лет был юнгой на норвежских судах, в двадцать на таких же - уже капитаном. В 19 лет издал “Малый русско-норвежский словарь” — если не самый первый, так один из первых в России. Кстати, лингвистические способности его были незаурядными. Норвежским он овладел за год, английские и немецкие специальные сочинения по океанографии читал без словаря. Работал в Норвегии на Бергенской биологической станции, где очень скоро попал в число ближайших учеников выдающегося ученого профессора Бьорна Хелланда-Хансена. По личной рекомендации Фритьофа Нансена сам Руал Амундсен берет его как океанографа в экспедицию 1910-1911 годов, венцом которой стало покорение Южного полюса. Для него было сделано единственное исключение из рекомендации парламента - стортинга, предписывавшего экипажу “Фрама” быть исключительно норвежским...»
В 1912 году Александр Степанович Кучин, вернулся в Россию. Летом того же года, в честь 300-летия дома Романовых, в арктические экспедиции отправились сразу три русские экспедиции: Г. Л. Брусилова, В. А. Русанова и Г. Я. Седова, Вернуться удалось только группе Седова и двум членам команды Брусилова.
Владимир Русанов, к тому времени уже известный полярный исследователь, предложил Кучину стать капитаном своего экспедиционного судна «Геркулес». 9 июля 1912 года экспедиция вышла из Александровска-на-Мурмане, имея на борту 14 человек. Они должны были вернуться в октябре того же года, проведя исследования на острове Шпицберген и его прибрежных водах.

«С заданиями на Шпицбергене русановцы справились блестяще, собрав богатейшие коллекции, проведя геологические и иные исследования, а главное, поставив 28 столбов-заявок, закрепляющих российские права на Шпицбергене. Отчет об экспедиции был переправлен в Россию на попутном пароходе. “Геркулес” с одиннадцатью членами команды двинулся на восток», - пишет С. Зелянин в своем очерке.
Последний раз «Геркулес» видели на Новой Земле 31 августа 1912 года, примерно в тоже время Русанов оставил на одном из ненецких становищ записку. На этом следы экспедиции теряются.
В 1914 году экспедиции Русанова и Брусилова признали пропавшими без вести, начались их поиски, закончившиеся безрезультатно. В 1934 году на безымянном островке Карского моря был найден столб с вырезанной на нем надписью «Геркулесъ. 1913». На другом острове обнаружили остатки одежды, патроны, мореходная книжка одного из матросов, личные вещи других участников экспедиции.
Летом 2000 года на Таймыре участники экспедиции Орловской гостелерадиокомпании обнаружили фрагменты человеческих останков, предположительно, среди них были и останки капитана А. С. Кучина. «Увы, исследователей ждало разочарование, — пишет С. Зелянин. - Найденные останки, как показала экспертиза, содержат большое количество радиоактивного стронция. По-видимому, этот район оказался в зоне заражения после одного или нескольких ядерных испытаний на Новой Земле. В итоге, увы, генетический материал оказался поврежденным, идентификация по нему - невозможной».
В 2018 году Онега отметит 130-летие своего капитана. На малой Родине чтут память о нем. И даже сочинили песню (музыка Б. Шоломовича, слова Е. Токарева), которую исполняет ансамбль «Онежские жемчужины»:
Помнит Русь могучая
Капитана Кучина,
Путь его в бессмертие пролег...