Анна Семеновна Голубкина скульптор

Анна Семеновна Голубкина скульптор

Скульптор Анна Семеновна Голубкина в Зарайске родилась, выросла и ушла из жизни, она автор, в частности, горельефа «Волна» на фасаде МХАТа и первого в России скульптурного портрета Карла Маркса.

Дед Анны Голубкиной в свое время был крепостным, но скопил деньги и купил себе вольную. Отец девочки рано умер, и она осталась вместе матерью, братьями и сестрами.

Первые двадцать пять лет ее жизни прошли, по сути, на огороде. Грамоте Анну Семеновну выучил церковный дьячок. Местный учитель рисования заметил в ней талант и долго уговаривал ехать учиться в Москву. Там Голубкину ждали Классы изящных искусств, Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Потом — несколько месяцев в Петербургской Академии художеств. Одним из преподавателей Анны был будущий ректор этого учебного заведения — В. А. Беклемишев. В него Голубкина влюбилась безответно с первого взгляда, что стоило ей серьезного нервного заболевания.

Учившийся вместе с Голубкиной С.Т. Коненков вспоминал: «В мастерской между античных слепков, строгая и величавая, она выглядела, как мифическая древняя пророчица-сивилла».

Продолжила учебу Анна Голубкина в Париже, ее учителем там был сам Огюст Роден, высоко оценивший дарование молодой женщины. Впрочем, ценили ее и на родине. Ее произведения не раз удостаивались комплиментов от Александра Бенуа, бывшего не только известным художником, но и признанным мэтром художественной критики.

В родной Зарайск Голубкина приезжала часто — навещала родную семью, лечила душевные раны, искала вдоховение.

Когда в начале XX века Зарайск превратился в место ссылки неблагонадежных молодых людей, многие из них собирались в доме известного скульптора, где ночи напролет вели разговоры о судьбах России.

После революции Анна Семеновна Голубкина вошла в Комиссию по охране памятников и Комиссию по борьбе с беспризорностью. Приводила бездомных детей к себе в мастерскую, кормила их и оставляла ночевать. И не изменила этой привычке даже после того, как сироты ограбили ее.

К деньгам Голубкина относилась... странно. Как только они у нее появлялись — раздавала нуждающимся. Сама жила, перебиваясь с хлеба на воду и получив в результате язву желудка. Выгодные заказы находить не умела, а за свои работы «заламывала» порой такие цены, что даже попечитель Третьяковской галереи И. Грабарь отказывался их приобретать: «Просто несчастье эта босяцкая гордость», — сетовал он. Как следствие, многие работы скульптора после выставок отправлялись в подвалы и со временем были безвозвратно утрачены. Голубкина могла легко отказаться от ваяния скульптуры, если модель, пусть даже очень известная личность (как, например, Федор Шаляпин), ей была чем-то не по душе.

Как-то, когда ей уже было за шестьдесят, она решила сама передвинуть тяжелую глыбу, выбранную для создания скульптурного портрета Льва Толстого. Поступок оказался роковым — у Голубкиной открылось кровотечение, и через несколько дней ее не стало. Случилось это в сентябре 1927 года.

Выдающиеся личности Зарайска.


Саша Митрахович 19.11.2017 07:43
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча