Архитектура Благовещенского собора Казани

Архитектура Благовещенского собора Казани производит противоречивое впечатление. Здание кажется непропорциональным и перегруженным, нелепо вытянувшимся с востока на запад — с как бы оттопыренными придельными «рукавами».
Очень трудно в наши дни определить его прототип — чтобы вспомнить об Успенском соборе Московского Кремля, нужно зайти внутрь, в основной четверик с массивными круглыми столпами, или рассматривать собор со стороны алтарных апсид, где древняя кладка и структура восточной стены многое объясняет и с ходу погружает в атмосферу полутысячелетней давности.
Уже в конце XVIII века Благовещенский кафедральный собор перестал вмещать всех желающих; исполнять роль центрального храма крупнейшей русской епархии ему стало затруднительно, встал вопрос — разобрать старый собор и возвести на его месте новый или реконструировать его, понимая, что всякая кардинальная перестройка исказит его облик и станет мишенью для острой критики? Тогдашние специалисты склонялись к первому варианту, и тут понадобилась твердая воля императора России Николая I, предотвратившего уничтожение древней святыни.
Если быть внимательным, то трудно не заметить «фирменные» черты той архитектуры, великим мастером которой был гениальный Постник Яковлев. Над крышей боковых приделов и с запада от них хорошо определяется строгое членение лишенных декоративных излишеств фасадов лопатками, сами стены имеют килевидные завершения с позакомарным покрытием. Три апсиды основного объема и барабаны глав украшены аркатурными поясами, а вверху центральной апсиды идет полоса типично псковского орнамента, перекликающаяся с такой же полосой на барабане центральной главы, — все это отсылает нас напрямую в средневековый Псков с его уникальными памятниками храмовой архитектуры. И сочетание этих элементов с «функциональными» формами трапезной XIX столетия уже не режет глаз, а даже приобретает некоторую, если можно так выразиться, пикантность.