Интерьер Благовещенского собора Казани

Интерьер Благовещенского собора Казани распадается на несколько самостоятельных частей, вместе образующих единый комплекс. Входящий в собор через главный вход попадает в вытянутую с запада на восток двухсветную трапезную, пристроенную к основному храму в 1840-х годах. По ее периметру тянутся хоры, лестница на которые расположена у западной стены. Своды трапезной поддерживаются двумя арками во всю длину помещения. От основного соборного четверика трапезную отделяет трехарочный пролет; центральная арка больше боковых.
Главный объем представляет собой прямоугольный в плане крестово-купольный трехапсидный храм с шестью круглыми массивными столпами и венчающими его пятью барабанами с главами. Любопытно, что переход к центральному куполу устроен с использованием тромпов, а нетрадиционных в тогдашней русской храмовой архитектуре парусов. Тромпы (сводчатая конструкция в форме части конуса) по преимуществу применялись в восточной архитектуре; некоторые исследователи видят здесь вполне определенное влияние, которому подверглись русские мастера, попавшие в новую для них культурную среду.
Нынешний пол в соборе относится к началу XX столетия, его выложили узорчатой керамической плиткой в ходе реконструкции 1906—1909 годов.
Из основного храма арочные проемы ведут в приделы, возведенные в 1840-х годах, одновременно с трапезной: северный (левый) — во имя святителя Гурия, южный (правый) — во имя святых князей Бориса и Глеба. Приделы имеют и внешние входы — с улицы.
В подклете собора в последние десятилетия перед революцией находился храм Всех Святых с архиерейскими захоронениями; предполагается, что здесь вскоре откроется Музей православной культуры.
Вероятнее всего, Благовещенский собор впервые был расписан фресками в XVII столетии. Многочисленные пожары погубили эти росписи, не однажды возобновлявшиеся. Однако чудесным образом сохранилось несколько фрагментов первоначальных фресок — их открыли и восстановили уже в новейшее время. Остальные росписи относятся к XIX столетию.
В 1870 году в соборе работала артель известного иконописца Н.Л. Сафонова (или: Софонова) из Вязниковского уезда Владимирской губернии. Программу росписей подготовил архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров), занимавший Казанскую кафедру с 1866 по 1879 год. Он был известным духовным писателем и богословом, по его учебнику догматического богословия учились даже в далекой Греции.
Фрески в трапезной иллюстрируют местную священную историю: обретение и прославление Казанской иконы Божией Матери, поставление Гурия во архиепископы Казанские митрополитом Макарием, обретение митрополитом Гермогеном мощей святителей Гурия и Варсонофия. Часть фресок была утеряна в советскую эпоху, но то, что основной их массив сохранился, можно считать чудом, — в немалой степени этому поспособствовало специфическое «хозяйственное» использование собора: условия работы республиканского архива создали щадящий режим для настенной живописи.
На рубеже XX —XXI веков живопись была приведена в порядок, и ныне собор изнутри выглядит очень нарядно.