Архитектура Георгиевского собора Юрьева монастыря Великого Новгорода

Архитектура Георгиевского собора Юрьева монастыря Великого Новгорода производит необыкновенно сильное впечатление — своей мощью, своими четкими пропорциями, своей устремленностью ввысь. И это при том, что никакой нарочитой декоративности в его экстерьере мы не наблюдаем — он прост, ясен, строг, как само время, его породившее, и явно чурается всяческой «красивости».
Строился собор из больших каменных блоков с использованием плинфы для выравнивания рядов, «швы» при этом заливались цемяночным раствором (известь, смешанная с кирпичной крошкой), что придало стенам необыкновенную крепость, позволившую храму спастись даже тогда, когда, вследствие пожаров, окончательно исчезли внутренние дубовые связи. Толщина стен достигает почти двух метров.
Фасады собора разделены мощными лопатками, отвечающими внутренней структуре шестистолпного трехнефного здания. Декоративный мотив задается поясами двухступенчатых ниш с полуциркульным верхом, чередующимися с поясами окон той же формы.
Ассиметричность собора во многом является следствием того, что с северо-западного угла к храму пристроена квадратная в плане лестничная башня. Над средокрестием возвышается центральный барабан с куполом, над северо-западной башней поставлен другой, в юго-западном углу — для равновесия — третий. Первоначальная кровля, как утверждают исследователи, была позакомарной, позже ее заменили четырехскатной. Трехглавая композиция — одна из главных особенностей новгородской архитектуры первой половины XII века, имеющей ориентиром киевские образцы и собственную Святую Софию и в сочетании приемов двух школ ищущей пути к собственной самобытности.