Архитектура Никольского собора Казани

Никольский собор - редкий пример русского храма, сумевшего сохранить и уберечь от всесильного времени и превратностей судьбы не только интерьеры, но и внешний вид фасадов как Покровской пятикупольной церкви, и так и ее Никольского придела с южной стороны.
Щедрая эклектика Николо-Низской церкви и узнаваемость русского барокко Покровского храма с колокольней — яркий сплав структурных черт Никольского собора, залог его запоминаемости. Между тем каждая из составных частей этого прихотливого структурного ансамбля по-своему интересна и оригинальна.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы создана в архитектурных традициях русского барокко рубежа XVII—XVIII веков. Ее шестистолпное здание с тремя круглыми апсидами алтаря и пятью характерными главками-луковицами византийского стиля сложено из оштукатуренного кирпича. Объем храма почти кубический, двухсветный; его разделяют висячие плоские лопатки, а поребрик логически завершают полуциркульные закомары. Роскошно выглядят и оконные проемы, за «пышность» которых отвечают наличники в стиле барокко, оснащенные килевидными сандриками.
Отметим оригинальную раскраску в стиле «шахматного поля» бело-голубых куполов с ажурными крестами.
Стены Николо-Низской церкви радуют глаз свежестью светло-зеленых тонов, что порождает теплую атмосферу в сочетании с солнечными фасадами Покровского храма. Прихожане нередко сравнивают оба храма по их престольным праздникам; изумрудная зелень Никольского храма подобна майскому «вешнему» Николину дню 22 мая, солнце же Покровской церкви напоминает о золотой осени 14 октября, когда православные отмечают день Покрова Пресвятой Богородицы.
Весь двухъярусный объем самого здания Никольского храма обработан плоскими лопатками, украшенными профилированными филенками; при этом прямоугольные окна второго яруса здания искусно обрамляют оригинальные наличники с полуколонками и завершением в виде сандриков. Лепнину фриза строгих геометрических линий периодически сменяют над лопатками триглифы. Все здание органично венчает фигурный аттик с финальной главкой граненого барабана.
Основная высотная доминанта всего храмового комплекса Никольского собора - его «падающая колокольня» высотой около 30 метров с креном в 72 сантиметра. Служители собора постоянно проверяют показания датчиков наклона здания. Это - вторая наклонная башня Казани после традиционного символа города, башни Сююмбеки. Колокольня примыкает к Покровской церкви с северо-запада и считается ярким памятником архитектуры русского барокко. Ее завершает восьмигранный барабан с луковичной главкой характерного покрытия. Это чешуйчатая темно-зеленая плитка из керамики. Еще в XVIII веке подобная поливная технология широко применялась в процессе покрытия и крыш, и главок казанских храмов; ныне же ее единственный пример можно видеть именно в Никольском кафедральном соборе.