Архитектура России 18 век

В 1760-х годах архитектура России переживала перелом — на смену барокко, которое достигло своего апогея, приходил новый архитектурный стиль, названный впоследствии классицизмом. Сначала в Петербурге, затем в Москве, а потом и по всей империи происходило изменение архитектурных принципов и форм.
От Барокко к Классицизму
Утверждению эстетики классицизма в Западной Европе немало способствовал немецкий историк античного искусства И. Винкельман — автор книги «История искусства древности» (1764), явившейся для того времени своеобразным откровением. С середины XVIII века в Россию стали проникать прекрасно изданные и хорошо иллюстрированные альбомы и книги. Среди них следует отметить «Собрание антиков» А. Кайлю, монографию Д. Леруа «Руины прекраснейших памятников Греции» и другие, раскрывавшие достоинства древних построек и произведений искусства. Античное наследие стало ближе России еще и потому, что оно воспринималось преломленным сквозь призму итальянского Возрождения, особенно произведений А. Палладио и Д. Виньолы, а также французского классицизма.
В 1752 году в Россию приехал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Хотя он еще не совсем освободился от эстетики барокко, все же его участие в строительстве Петербурга внесло в архитектуру города новую тональность сдержанно-декоративных форм, не похожих на формы, обычно преобладавшие в произведениях Бартоломео Растрелли.
Приезд в Россию французского архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота с группой художников в 1759 году, а также пребывание во Франции и Италии воспитанников Петербургской академии художеств, в частности В. И. Баженова, а затем И.Е. Старова, способствовали распространению в России идей классицизма. Наконец, в 1764 году Россию покидает главный идеолог русского барокко и придворный архитектор Бартоломео Растрелли.
Конечно, отход от барокко не был одномоментным явлением. Переходный период занял некоторое время. Причем если в Петербурге этот период оказался сравнительно коротким, то по мере удаления от столицы он все более удлинялся, растягиваясь иногда на десятилетия. В переходный период в стране появилось множество зданий, которые занимали промежуточное положение между стилистикой классицистических и барочных памятников, в разной степени тяготея к одной или другой архитектурной форме.
В первой половине XIX века в России возрос интерес к древней русской архитектуре. Одно за другим образуются Императорское русское археологическое общество (1846), Императорская археологическая комиссия (1859) и Московское археологическое общество (1864), которые занимаются вопросами изучения, сохранения и реставрации памятников архитектуры.
В храмовой архитектуре того времени начинает господствовать псевдорусский стиль, соединявший в себе черты византийской и классической архитектуры с обращением к русским традициям строительной культуры. Многие старинные храмы допетровской эпохи подверглись значительным перестройкам для приведения их архитектуры в соответствие с современными вкусами и модой.