Авраамий Болгарский святой чудотворец

Волжские болгары называли Авраамия Болгарского вероотступником, русские — святым мучеником. Претерпев кончину от рук соплеменников, святой Авраамий Болгарский по воле Господа упокоился своими мощами в Успенском соборе Княгинина монастыря.
Житие чудотворца Авраамия Болгарского полно традиционных агиографических формул и образов, превращающих его в своеобразную словесную икону; несомненных же фактов жизни предание предлагает лишь несколько: их, в сущности, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Святой Авраамий Болгарский родился и вырос в Волжской Болгарии в правоверной мусульманской семье — соответственно и исповедовал он от младых ногтей ислам как родную религию, впитанную с молоком матери. При этом, как это обыкновенно случается со святыми, уже в детстве Авраамий заметно отличался от сверстников, не принимая участия в шумных и нередко злых забавах, не имея пристрастия к материальным благам, любя одиночество и размышление. С возрастом эти качества его душевной организации проявлялись лишь ярче и выпуклее. А наблюдение и размышление подвигли Авраамия к мысли о неправедной жизни его соотечественников и в конце концов понудили усомниться в истинности магометанства.
Повзрослев, Авраамий, подобно многим волжским болгарам, стал купцом. Это было промыслительное решение, ибо оно позволило ему побывать на Руси и ближе познакомиться с христианами, уже виденными им на базарах Болгара: тут бывали русские торговцы. И вскоре святой, отказавшись от магометантства, крестился. Где это произошло, не известно, но с большой вероятностью можно предполагать, что в русских землях, — христианских церквей и священников в Волжской Болгарии просто не было.
Торговые дела Авраамия Болгарского шли хорошо, удача сопутствовала ему, приносила богатство, которое, впрочем, не разожгло в святом алчности, как это обычно случается, — лишние деньги он раздавал в качестве милостыни. Внутренне же, напротив, стал еще более строг и сосредоточен, нежели раньше, — нося в себе страх Божий, Авраамий, подражая древним аскетам, тайно возложил на себя вериги и уже никогда их не снимал. Милость его к несчастным и страждущим с тех пор еще более возросла.
Единственное, что приносило ему острое страдание, — это то, что его соплеменники, не знавшие истинного Бога, продолжали оставаться в прелести, неведении и неправедности. Когда сердечная боль от этого превысила все пределы, святой Авраамий встал на путь исповедничества. В 1229 году, возвратившись в Болгар из очередного коммерческого путешествия, он обратился с прямой христианской проповедью к своим соотечественниками, призвав их отказаться от заблуждений магометанства и обратить свои сердца к Христу.
Слушавшие Авраамия Болгарского сначала удивились, а потом пришли в страшную ярость. Уговорами и откровенной лестью они пытались вернуть Авраамия в лоно ислама, однако тот был непреклонен, и, отчаявшись в своих попытках, изнемогая от злобы на «изменника», бывшие его единоверцы повесили мученика вниз головой, после чего четвертовали.
Русские купцы, бывшие в то время на ярмарке в Болгаре и явившиеся свидетелями жестокой расправы, погребли тело мученика, а позже поведали о его подвиге владимирскому князю Георгию Всеволодовичу.
Как Мощи чудотворца Авраамия Болгарского попали на Русь
В 1223—1229 годах Владимирское княжество вело войну с волжскими болгарами. В начале 1230 года к князю Георгию Всеволодовичу, сыну основательницы Княгинина монастыря княгини Марии Шварновны, явились болгарские послы просить мира — к тому времени Волжская Болгария уже испытала первый натиск татар и пыталась избежать войны на два фронта.
Незадолго до этого Георгий Всеволодович слышал рассказ вернувшихся из Болгара Великого русских купцов о святом чудотворце Авраамии Болгарском, весной 1229 года принявшем мученическую кончину в главном городе Волжской Болгарии от рук соотечественников-магометан.
Князь предложения волжских болгар рассмотрел благосклонно, но на мир согласился лишь при условии передачи тела убиенного Авраамия во Владимир. Это условие было принято, и ранней весной владимирцы встречали мощи мученика — по преданию, нес их в Княгинин монастырь, где им надлежало пребывать, на своих плечах сам князь Георгий Всеволодович.
Сразу же развилось почитание святого Авраамия — уже в 1231 году владимирский и ростовский архиереи установили празднование мученику 6 марта, в день перенесения его мощей во Владимир.
В монастырской описи 1665 года указывается, что гробница святого Авраамия находится в северном, Благовещенском, приделе справа от царских врат. При этом исследователи предполагают, что в 1230 году мощи мученика были положены в самом храме, а в приделе их сокрыли после того, как Владимир стал страдать от татарских набегов. Потом старый Успенский собор оказался разрушен. При его возобновлении на рубеже XV—XVI веков Авраамиевы мощи были открыты и переложены в деревянный гроб, упоминаемый в описи 1665 года. В 1711 году мощи перенесли из придела в храм, поместив их в новую деревянную раку, — на этом месте они оставались до 1916 года, когда их снова перенесли — на этот раз в Авраамиевский придел Казанского храма.
Мощи Авраамия Болгарского после революции

В 1919 году большевики совершили кощунственное вскрытие мощей святого Авраамия — с неизбежным «разоблачением поповских сказок». Тем не менее до самого закрытия Княгинина монастыря святые мощи по-прежнему пребывали в обители, а потом началось их «хождение» по музеям.
С 1923 года они значатся как экспонат музея, размещенного в бывшем Успенском кафедральном соборе Владимира, с 1931 года — в антирелигиозном отделе Ивановского музея, с 1945 года — предположительно снова во Владимирском музее, позже — в Суздальском музее. В последний раз мощи мученика упомянуты в 1954 году среди «вещей», «подлежащих исключению из инвентарной книги основного фонда Суздальского музея как не имеющих музейного значения». Тогда, вероятнее всего, они были уничтожены.
В 1993 году святой Авраамий все-таки вернулся в Успенский собор Княгинина монастыря — частицей своих мощей, сохраненной святителем Афанасием (Сахаровым), викарным епископом Владимирской епархии, и переданной им после закрытия монастыря последней настоятельнице обители игумении Олимпиаде (Медведевой).
После кончины матушки частица мощей передавалась из рук в руки ее келейницами и духовными дочерями — ныне она хранится в ковчеге в южной части Успенского собора.