Успенский Княгинин монастырь Владимир

Содержание:
Успенский Княгинин монастырь появился во Владимире в ту пору, когда владимирский великокняжеский стол занимал сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич, прозванный за свою многодетность Большим Гнездом и княживший с 1176 по 1212 год. Двенадцать детей родилось в его браке с дочерью чешского князя Марией Шварновной.
Боголюбивая Мария Шварновна и стояла у истоков Княгининой обители. После рождения последнего ребенка в 1198 году княгиня слегла в тяжелом недуге, уже не оставлявшем ее до самой смерти, на протяжении восьми лет. Тогда-то она и задумала устроить женский монастырь, где смогла бы принять монашеский постриг и найти вечное упокоение.
Датой основания Княгинина монастыря во Владимире можно считать 1200 год, когда был заложен каменный храм на участке, приобретенном Марией Шварновной в северо-западной части города, рядом с земляным валом, — в сентябре 1202 года собор освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В марте 1206 года святая благоверная княгиня, оставив напутственное слово своим детям, полное христианского смирения и мудрости, приняла иноческий образ в новой обители, а спустя восемнадцать дней отошла в жизнь вечную. Похоронили княгиню Марию (в схиме Марфу) в построенном ее заботами Успенском соборном храме Княгинина монастыря Владимира.
История Княгинина монастыря во Владимире

Первые три века истории существования Княгинина монастыря во Владимире закрыты от нас — ценнейший монастырский архив пропал в начале XVII века, в эпоху русской Смуты, о чем есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.
Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, можно обозначить лишь два трагических события в ранней истории Княгинина монастыря. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нем резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году — в том несчастливом году кочевники напали вновь. Огонь бушевал с такой силой, что расплавились колокола. Был разрушен монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение.
В жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван «новым». Именовали его тогда еще и «Новодевичьим», а это доказывает, что на рубеже XV—XVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте.
О первом веке существования Княгинина монастыря после его возобновления известно не слишком много. Со второй половины XIV века, при Дмитрии Донском, владимирские земли стали «отчиной» великого князя Московского и превратились в провинцию, да так на ней и застывших в эпоху окончательного формирования в XVI веке единого Русского царства.
Впрочем в этот период Княгинин монастырь видел в своих стенах известных насельниц. Некоторое время в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница — дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещенная в Успенскую обитель при царе Василии Шуйском. Княгинин монастырь вполне оправдывал свое первоначальное имя. Но при этом определение «Княгинин» он утерял, вернув его лишь в 1900 году.
Княгинин монастырь тяжело пережил русскую Смуту. До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашелся щедрый благотворитель — не кто иной, как Патриарх Иосиф.
Княгинин монастырь Владимира возродился и самое главное — в 1647—1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистическом отношении наследующей росписи главного храма России — Успенского собора Московского Кремля.
После секуляризационной реформы 1764 года монастырь причислили ко второму классу — не самый плохой вариант по тем временам. О «тучной» жизни пришлось забыть, однако и о внезапно нагрянувшей нищете говорить не приходится.

Между тем новый XX век монастырь встретил в цветущем состоянии — в 1900 году, в ознаменование 700-летия, его возвели в первый класс с возвращением старого имени «Княгинин».
В 1923 году Княгинин монастырь был упразднен. Монахинь вышвырнули на улицу, храмы передали музею, кельи приспособили под жилье. Несмотря на музейный статус Успенского собора, советская жизнь его была странной, двойственной — с одной стороны, в 1924—1925 годах известный реставратор П.Д. Барановский вернул ему по возможности первоначальный вид, ликвидировав все «новшества» XVIII века, а с другой — уже с конца 1920-х годов храм использовался под зернохранилище. Его росписям на пользу это не пошло: в алтаре они и вовсе оказались испорчены.
К счастью, такое «расположение» не стало окончательным. Уже в 1945—1946 годах начались серьезные работы по открытию и реставрации древних росписей; продолжились они в 1966—1983 годах — в конце концов фресковый ансамбль был восстановлен в его первозданной красоте. А в 1992 году Успенский монастырь вернули Церкви, и в нем началось возрождение монашеской жизни.
В 1992 году епископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит) Евлогий (Смирнов) благословил открытие возвращенного Церкви Княгинина монастыря — в декабре того года в обитель прибыли первые насельницы.
В Великую среду 1992 года в монастырь из Владимиро-Суздальского музея-заповедника была передана чудотворная Боголюбская икона Божией Матери — ее поместили в Благовещенский придел Успенского собора, а в мае 1993 года перенесли в основной храм.
Наконец в апреле 1993 года, в день освящения Успенского собора, в него крестным ходом принесли частицу мощей святого мученика Авраамия Болгарского, которая, вкупе с Боголюбским образом, стала главной святыней возрожденного собора. И остается ею по сей день — чудотворная же икона в 2009 году, увы, покинула монастырь, отправившись на реставрацию.
Монашеская жизнь и вообще не без скорбей, одолеваемых исключительно молитвой, — при этом сестры твердо верят в то, что Боголюбская икона, ныне в соборе замененная списком, рано или поздно непременно вернется сюда.
Архитектурный ансамбль Княгинина монастыря Владимира

Успенский Княгинин монастырь Владимира невелик. Это скорее преимущество, нежели недостаток, — здесь необыкновенно уютно, камерно, «раздумчиво».
В сущности, обитель почти сохранила свой дореволюционный вид. Что исчезло в советские годы? Самые печальные потери — монастырская ограда с башнями и надвратная колокольня. Первая, разумеется шатровая, колокольня была выстроена в монастыре в середине XVII века — на средства главного тогдашнего благотворителя обители Патриарха Иосифа. К концу XVIII столетия она обветшала, и в 1792 году ее разобрали. Спустя четыре года над святыми вратами возвели колокольню «в новом вкусе»: ярусную, со шпилем. На старых фотографиях смотрится она весьма неплохо, но большевикам чем-то не угодила — в 1932 году ее снесли.
Успенский собор

Современный Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире выстроен после татарского разорения 1411 года, ныне он входит в перечень самых ценных владимирских памятников.
Есть утверждение, что второй собор монастыря повторял формы первого, заложенного в 1200 году, несомненно одно - новый собор унаследовал у старого княжеские захоронения, в том числе могилы основательницы монастыря княгини Марии Шварновны, а также жены (или даже двух жен) и дочери Александра Невского.

Все остальное на месте: игуменский корпус, здания, в которых размещаются сестринские кельи, регентская школа и общежитие епархиального училища. И, конечно, Казанский храм — вторая, после Успенского собора, «фундаментальная» постройка монастырского ансамбля.

Первые упоминания о церкви святителя Иоанна Златоуста в Княгинином монастыре относятся к 1665 году, то есть, возможно, и она появилась здесь в эпоху благоустроительных работ, предпринятых в середине XVII века Патриархом Иосифом.
В 1747 году в южной части монастырской территории воздвигли двухэтажный храм, главный престол которого освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Простоял он недолго — менее полувека. В 1780-х годах его, за «неремонтопригодностью», разобрали, пустив кирпич на строительство ограды. Казанский же придел возобновили уже в 1789 году, пристроив его с юга к Златоустовской церкви.
В этом направлении постройка продолжала расширяться и позже — в 1849 году к Казанскому приделу добавили еще один, исполненный в «псевдорусском» стиле, придел — во имя мученика Авраамия Болгарского, мощи которого почивали в обители с 1230 года. Храм после этого приобрел довольно странный вид — с двумя южными «смежными» приделами. Дабы сделать его внутреннее устройство традиционным, пришлось пойти на замену центрального престола — таковым отныне считался Казанский, а южный Авраамиев и северный Златоустовский — придельными. Теперь все было правильно.
Закрытая в 1923 году Казанская церковь чуть позже была переоборудована под хранилище областного архива. С возобновлением в обители иноческой жизни храм вернули монастырю.
В 2007 году он был освящен.
Фрески Успенского собора Княгинина монастыря Владимира

Красочный фресковый ансамбль Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире сплошным пышным ковром покрывает храм внутри.
На столпах изображены святители, преподобные, благоверные князья — это, в общем-то, характерно для росписей русских храмов. Святые написаны достаточно условно. Когда-то они персонифицировались подписями, однако подписи эти не сохранились или сохранились очень плохо, и в XX веке реставраторам пришлось атрибутировать изображения по косвенным признакам — например, по иконографическому типу. Определены, в частности, святые князья: равноапостольный Владимир Святославич, страстотерпцы Борис и Глеб, Александр Невский, Всеволод Большое Гнездо, Андрей Боголюбский, Константин и Георгий Всеволодовичи...
Но самые интересные композиции находятся на южной, западной и северной стенах. Отсутствие лопаток и хор позволили авторам развернуть на просторной глади стен целые многофигурные повествования в красках. Живопись отличается чистотой красок, тонко отрисованными и подробно выписанными фигурами, чьи эмоциональные характеристики передаются жестами, наконец удивительно нарядными одеждами. Вообще, «нарядность» — один из главных признаков этого фрескового ансамбля, по общему мнению искусствоведов перекликающегося с росписями Успенского собора Московского Кремля.
Особенно любопытна композиция «Страшный суд», традиционно размещенная на западной стене. Если вы присмотритесь к группе грешников, обреченных на ад и написанных справа, прямо над змием, чье извивающееся тело снабжено бумажными кольцами с названиями грехов, — то поймете, что грешники эти представлены исключительно лютеранами и магометанами: факт, многое говорящий о мироощущении тех, кто готовил иконографическую программу этой росписи, которую без всяческих скидок можно назвать выдающимся произведением средневекового русского искусства.
Княгинин монастырь Владимир богослужения контакты как добраться расположение на карте

Богослужения в Княгинином монастыре Владимира
Княгинин монастырь открыт для посещения с 8:00 до 20:00.
Престольные праздники в Успенском соборе:
- Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
- Рождество Христово — 7 января.
С особой торжественностью отмечаются дни памяти мученика Авраамия Болгарского (22 марта и 14 апреля) и святой благоверной княгини Марии Владимирской (1 апреля и 6 июля), а также празднование Боголюбской иконе Божией Матери (1 июля). Все даты даны по новому стилю.
Контакты
- Адрес: 600000, Россия, г. Владимир, ул. Княгининская, 37а
- Телефон: +7 (4922) 32-67-73
- Заказ экскурсий: +7 (920) 912-55-54
- Сайт: www.km1199.ru
Как добраться
Доехать до Владимира — задача вполне посильная вне зависимости оттого, предпочитаете вы передвигаться на личном автомобиле или не общественном транспорте. Что касается Москвы, то из нее в направлении Владимира нужно выбираться по трассе М7 («Волга»). Можно воспользоваться электричкой, отправляющейся с Курского вокзала, или поездом дальнего следования. Правда, большинство «дальних поездов» прибывают во Владимир очень неудобно — ночью.
В самом городе Княгинин монастырь отыскать совсем просто: возле дома №17 по Большой Московской улице (ближайшая остановка общественного транспорта: «Улица Спасская») от нее отходит улица Девическая — идя по ней, вы упретесь в святые врата обители. Расстояние — чуть более трехсот метров.