Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери

Икона Боголюбской Божией Матери очень старая и очень известная икона России.

Удивительно, что первые упоминания о Боголюбской иконе Божией Матери, датируемой серединой XII века, мы находим лишь в Житии великого князя Андрея Боголюбского (начало XVIII века). А более подробные сведения о ней можно почерпнуть в «Летописи Боголюбского монастыря», составленной игуменом Аристархом еще позже, в 1767—1769 годах. Судя по всему, однако, автор «Летописи» пользовался какими-то старыми документами, не дошедшими до нас, так что к его труду стоит отнестись со всей внимательностью.

Итак, мы должны мысленно вернуться в 1155 год, когда князь Андрей Боголюбский вопреки воле отца покинул назначенный ему Вышгород и отправился во Владимир, который считал «своим» городом. В родные пределы он ехал не с пустыми руками — а с чудотворной иконой Божией Матери, вывезенной им (тайно, под покровом ночи) из Вышгородского девичьего монастыря. Иконе этой впоследствии суждено было войти в историю России под именем «Владимирской иконой Божией Матери».

В «Летописи Боголюбского монастыря» говорится, что первоначально князь Андрей не собирался «ставить» икону во Владимире, а желал везти ее в Ростов. Но едва он отошел от Владимира верст на 10, как лошади, впряженные в повозку с иконой, встали как вкопанные. Князь, будучи в растерянности, молился Божией Матери, надеясь понять, что препятствует ему продолжать путь. И Пресвятая Дева не замедлила с ответом:

«Остановись здесь, — сказала Она, — Я не хочу, чтобы Мой образ был несен в Ростов, но поставь его во Владимире, на сем же месте воздвигни храм в память Моего Рождества...»

Андрей Боголюбский поступил так, как, согласно преданию, повелела ему Пречистая. А для храма Рождества Богородицы приказал иконописцам написать икону Божией Матери, изобразив Ее так, как Она ему явилась.

История почитания Боголюбской иконы Божией Матери

Боголюбская икона Божией МатериО почитании Боголюбской иконы Божией Матери в ранний период ее существования (примерно до XVI века) известно мало. Во всяком случае, именно к XVI веку относятся первые списки с этого образа и его варианты, часто называемые «Богоматерь Молебная» или «Моление о народе». На этих иконах Божия Матерь изображалась так же, как на самом Боголюбском первообразе, но подле Нее помещались также «предстоящие» или «припадающие». Это, как правило, были святые, особенно почитаемые в данной местности, однако существуют иконы, на которых Царице Небесной «предстоят» государственные деятели. Например, на иконе первой четверти XVII века, хранящейся в «Московский Кремль», изображены, помимо свт. Петра, митрополита Московского (с нимбом), царь Михаил Федорович и Патриарх Филарет.

Активизация почитания Боголюбской иконы Божией Матери приходится на конец XVII столетия. Связана она, как ни странно, с личностью Петра I — тогда, впрочем, еще совсем юного. Именно при Петре в московском Высоко-Петровском монастыре появляется церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, выстроенная над могилами дядьев Петра, убитых во время стрелецкого бунта, а в нее царь и его мать, Наталья Кирилловна, вкладывают список с чудотворного Боголюбского образа, привезенный ими из самого Боголюбского монастыря. Тогда же составляется и первая служба Боголюбской иконе.

Боголюбская икона Божией Матери на грани разрушения

До революции Боголюбская икона Божией Матери находилась в Богородице-Рождественском соборе Боголюбского монастыря. В 1918 году она была поставлена на учет Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И. Э. Грабаря. Заключение специалистов о состоянии древнего образа выглядело неутешительно:

«Изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника».

В 1930-е годы икону изъяли из монастыря и поместили во Владимирский областной музей, где она была впервые — и, к сожалению, очень неудачно — реставрирована. Надеясь укрепить красочный слой, реставраторы в 1946 году залили поверхность иконы растопленным воском с добавлением парафина. Это привело к еще большему отслаиванию грунта от основы. С 1958 по 1976 год продолжалась реставрация «аварийной» иконы в московских Государственных центральных научно-художественных мастерских, после чего ее вернули во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

В 1993 году Боголюбскую икону передали на временное хранение в Свято-Успенский Княгинин монастырь Владимира. Но, увы, это радостное для верующих событие обернулось для иконы бедой. Из-за нарушений условий хранения она начала разрушаться. Теперь ей вновь требуется длительное «лечение».


Саша Митрахович 03.01.2017 15:22
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча