Боголюбская икона Божией Матери

Икона Боголюбской Божией Матери очень старая и очень известная икона России.
Удивительно, что первые упоминания о Боголюбской иконе Божией Матери, датируемой серединой XII века, мы находим лишь в Житии великого князя Андрея Боголюбского (начало XVIII века). А более подробные сведения о ней можно почерпнуть в «Летописи Боголюбского монастыря», составленной игуменом Аристархом еще позже, в 1767—1769 годах. Судя по всему, однако, автор «Летописи» пользовался какими-то старыми документами, не дошедшими до нас, так что к его труду стоит отнестись со всей внимательностью.
Итак, мы должны мысленно вернуться в 1155 год, когда князь Андрей Боголюбский вопреки воле отца покинул назначенный ему Вышгород и отправился во Владимир, который считал «своим» городом. В родные пределы он ехал не с пустыми руками — а с чудотворной иконой Божией Матери, вывезенной им (тайно, под покровом ночи) из Вышгородского девичьего монастыря. Иконе этой впоследствии суждено было войти в историю России под именем «Владимирской иконой Божией Матери».
В «Летописи Боголюбского монастыря» говорится, что первоначально князь Андрей не собирался «ставить» икону во Владимире, а желал везти ее в Ростов. Но едва он отошел от Владимира верст на 10, как лошади, впряженные в повозку с иконой, встали как вкопанные. Князь, будучи в растерянности, молился Божией Матери, надеясь понять, что препятствует ему продолжать путь. И Пресвятая Дева не замедлила с ответом:
«Остановись здесь, — сказала Она, — Я не хочу, чтобы Мой образ был несен в Ростов, но поставь его во Владимире, на сем же месте воздвигни храм в память Моего Рождества...»
Андрей Боголюбский поступил так, как, согласно преданию, повелела ему Пречистая. А для храма Рождества Богородицы приказал иконописцам написать икону Божией Матери, изобразив Ее так, как Она ему явилась.
История почитания Боголюбской иконы Божией Матери
О почитании Боголюбской иконы Божией Матери в ранний период ее существования (примерно до XVI века) известно мало. Во всяком случае, именно к XVI веку относятся первые списки с этого образа и его варианты, часто называемые «Богоматерь Молебная» или «Моление о народе». На этих иконах Божия Матерь изображалась так же, как на самом Боголюбском первообразе, но подле Нее помещались также «предстоящие» или «припадающие». Это, как правило, были святые, особенно почитаемые в данной местности, однако существуют иконы, на которых Царице Небесной «предстоят» государственные деятели. Например, на иконе первой четверти XVII века, хранящейся в «Московский Кремль», изображены, помимо свт. Петра, митрополита Московского (с нимбом), царь Михаил Федорович и Патриарх Филарет.
Активизация почитания Боголюбской иконы Божией Матери приходится на конец XVII столетия. Связана она, как ни странно, с личностью Петра I — тогда, впрочем, еще совсем юного. Именно при Петре в московском Высоко-Петровском монастыре появляется церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери, выстроенная над могилами дядьев Петра, убитых во время стрелецкого бунта, а в нее царь и его мать, Наталья Кирилловна, вкладывают список с чудотворного Боголюбского образа, привезенный ими из самого Боголюбского монастыря. Тогда же составляется и первая служба Боголюбской иконе.
Боголюбская икона Божией Матери на грани разрушения
До революции Боголюбская икона Божией Матери находилась в Богородице-Рождественском соборе Боголюбского монастыря. В 1918 году она была поставлена на учет Комиссией по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И. Э. Грабаря. Заключение специалистов о состоянии древнего образа выглядело неутешительно:
«Изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя. После первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника».
В 1930-е годы икону изъяли из монастыря и поместили во Владимирский областной музей, где она была впервые — и, к сожалению, очень неудачно — реставрирована. Надеясь укрепить красочный слой, реставраторы в 1946 году залили поверхность иконы растопленным воском с добавлением парафина. Это привело к еще большему отслаиванию грунта от основы. С 1958 по 1976 год продолжалась реставрация «аварийной» иконы в московских Государственных центральных научно-художественных мастерских, после чего ее вернули во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
В 1993 году Боголюбскую икону передали на временное хранение в Свято-Успенский Княгинин монастырь Владимира. Но, увы, это радостное для верующих событие обернулось для иконы бедой. Из-за нарушений условий хранения она начала разрушаться. Теперь ей вновь требуется длительное «лечение».