Владимирская икона Божией Матери

Чудотворная Владимирская икона Божией Матери занимает особое место среди святынь Русской Церкви. Ее древность, ее ближайшее участие в важнейших событиях нашей истории и в судьбах миллионов русских людей, ее дивная богодухновенная красота, уже сама по себе утешающая и воспитывающая, — все это ставит Владимирскую икону как бы вне ряда, вне каких бы то ни было рангов и определений.
Владимирский образ считается одним из самых почитаемых в православии, поскольку написан, по преданию, собственноручно евангелистом Лукой. Считается, что основой для иконы послужила одна из досок того стола, за которым еще юный Иисус Христос трапезничал с Девой Марией и святым Иосифом, обрученным супругом Пресвятой Богородицы.
Почитание Владимирской иконы Божией Матери Русской Православной церковью
Русская Православная Церковь празднует дни Владимирской иконы Божией Матери трижды в году:
- 8 сентября по новому стилю - в честь убережения Москвы Богородицей от полчищ Тамерлана в 1395 году;
- 6 июля - защита страны от ордынского царя Ахмата (1480) и избавление от монгольского ига;
- 3 июня - в память о спасении Москвы от крымского хана Махмет-Гирея (1521).
О чем молят Владимирскую Богоматерь
Перед Владимирским образом принято молиться о защите от нашествий чужеземцев, расколов и ереси, об укреплении в православной вере и сохранении России.
Происхождение иконы
По преданию, авторство Владимирской иконы принадлежит апостолу и евангелисту Луке. Она хранилась в Иерусалиме до 450 года, после чего была перенесена в Константинополь. В Россию ее список попал в начале XII века, когда великому князю Юрию Долгорукому его прислал в Киев в качестве подарка патриарх Лука Хрисоверг, известный церковный законодатель.
Владимирская икона Божией Матери — древнейшая чудотворная икона Русской Церкви. Происходит она, конечно, не из Владимира. Первое упоминание о ней относится к 1155 году, Ипатьевская летопись сообщает нам:
«Того же лета иде Андреи от отца своего Суждалю, и принесе ида икону святую Богородицю, юже принесоша в едином корабли с Пирогогцею из Царяграда... и украсив ю постави и в церкви своей Володимери».
Безымянная «икона святая Богородица» и есть будущая Владимирская. И ее, и Пирогощую принес киевскому князю Мстиславу Изяславичу в дар митрополит Михаил, прибывший из Константинополя в 1130 году.
Предание гласит, что Владимирскую икону создал апостол Лука, однако искусствоведческий анализ показывает, что к моменту своего прибытия в Киев образ Пресвятой Богородицы был еще очень «молодым»: его написали в начале XII века. Если отнестись со вниманием к преданию об авторстве апостола Луки, тогда нужно предположить, что Владимирская является списком с образа, написанного им.
Считается, что в России Пресвятая Богородица, являясь в сновидениях, повелела хранить свой образ в городе Владимире. Так же она пожелала, чтобы там были построены в честь Ее Рождества монастырь и храм. Поэтому местный извод образа Божией Матери, отныне именуется Владимирским. В 1480 году он был помещен в Успенский собор Москвы для вечного хранения, а во Владимире оставлен точный список с иконы работы Андрея Рублева.
Вехи пути Владимирской иконы Божией Матери
Привезя икону Божией Матери в свою новую резиденцию, Андрей Боголюбский дал первую святыню Владимиро-Суздальской земле. Именно здесь константинопольская икона широко прославилась как чудотворная, и неудивительно, что с Владимиром связалась она названием своим.
Во время пожаров и татарских разорений Владимира икона Божией Матери оставалась невредимой. Есть сведения только о ее «грабежах». Так, в 1238 году, по летописному сообщению, татары:
«чюдную икону одраша, украшену златом и серебром, и каменьем драгым...»
Владимирская икона Божией Матери заступница земли Русской
В 1395 году Божия Матерь через Свою Владимирскую икону впервые явила заступление москвичам. Тогда к Москве подошел Тамерлан (Темир-Аксак), и великий князь Василий I спешно послал во Владимир за чудотворным образом. В день принесения иконы в Москву и всенародного моления перед ней войска Тамерлана неожиданно повернули вспять и ушли в степи.
Некоторые предания настаивают на том, что после этого события Владимирская икона осталась в Москве, а во Владимир отправили список. Но, вероятно, в последующие сто лет икона «кочевала» между Москвой и Владимиром, окончательно обосновавшись в Москве (в новом кремлевском Успенском соборе) в 1480 году, ознаменовавшемся в русской истории падением монголо-татарского ига.
Список же для владимирского Успенского собора написал в начале XV века, по всей видимости, Андрей Рублев. И этот список также прославился чудотворениями.
В последующие века Владимирская икона уже была столь почитаема, что ее почти никогда не выносили из Москвы. Напротив, сильные мира сего приходили к ней. Известно, что, например, Иван Грозный молился перед нею накануне военных походов, но с собой брал Донскую икону Божией Матери. И когда Владимирскую икону носили к Борису Годунову в Новодевичий монастырь, умоляя его взойти на престол, действие это было осмыслено как определенное унижение святыни, имевшее и определенные же последствия.
Перед Владимирской иконой совершалось поставление Первосвятителей Московских. Не отступили от этой традиции и при избрании Патриарха Тихона. Ларец с тремя жребиями стоял именно перед Владимирским образом, с большим трудом перенесенным из кремлевского Успенского собора в храм Христа Спасителя (Кремль к тому моменту уже заняли большевики).
С 1926 по 1930 год Владимирская икона находилась в Государственном Историческом музее, затем была передана в Третьяковскую галерею. Сейчас она пребывает в «пригалерейной» церкви свт. Николая в Толмачах.
Изображение Престола и орудий Страстей Христовых (обратная сторона иконы)
Владимирская икона является двусторонней. На лицевой стороне она несет собственно образ Божией Матери, на оборотной — изображение Престола и орудий Страстей Христовых. Поля иконы надставлены. Возможно, раньше, когда икона была выносной, она имела рукоять, которую «поглотило» нижнее поле.
Принадлежа к иконографическому типу «Умиление», Владимирская икона представляет Божию Матерь в любовном и скорбном обращении к Сыну. Специалисты связывают эту скорбную интонацию, пронизывающую образ, с изображением Креста и орудий Христовых Страстей на обороте (хотя живопись оборотной стороны иконы относится к рубежу XIV—XV веков, нет оснований полагать, что прежнее изображение имело какие-то серьезные смысловые отличия от теперешнего).
Икона многократно поновлялась и переписывалась. Ныне она являет собой как бы сплав разновременных «усилий» иконописцев. Впрочем, композиция иконы изначально была именно такой, какой мы ее видим сейчас. Лики тоже «те самые», их живопись сохранилась под позднейшей записью, и в 1918—1919 годах реставраторы раскрыли ее.