Новодевичий монастырь Москва
Московский Новодевичий монастырь был основан в память взятия москвичами Смоленска и присоединения его к Московскому государству.
Посвящать свою жизнь Богу могли не только мужчины, но и женщины. Их называли монахинями или инокинями. Существовали и свои женские монастыри. Один из самых известных — Новодевичий. Он находится на юго-западе Москвы, недалеко от современного стадиона «Лужники», там, где Москва-река делает большую петлю. Новодевичий монастырь Москвы - эта московская обитель сыграла заметную роль в истории России.
Основание Новодевичьего монастыря Москвы
Новодевичий монастырь был основан в начале XVI века великим Московским князем Василием III, который направляясь с войском к Смоленску, дал обет:
«Коли Божиею волею достану... град Смоленск и земли Смоленския, тогда поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нем храм во имя Пречистая...»
Тогда царево войско переправилось через Москву-реку именно в том месте, где позже поднимутся церкви и соборы монастыря. Древний русский Смоленск был отвоеван у литовцев. Осада увенчалась успехом, обет должно было исполнять. Весной 1524 года московский государь основал Новодевичий монастырь с соборным храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери. В Москву икону принесла, согласно распространенному преданию, мать великого князя Московского Василия II (Темного) Софья Витовтовна. Ею якобы благословил Софью ее отец, великий князь Литовский Витовт.
Официальной датой основания Новодевичьего монастыря в Москве считается 1524 год. Именно тогда копию чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери с крестным ходом перенесли в главный пятиглавый монастырский храм. С тех пор он стал называться собором иконы Смоленской Богоматери или короче — Смоленским. Своими очертаниями и пропорциями он напоминает знаменитый Успенский собор Московского Кремля.
Твердыня и темница на подступах к Москве
В конце XVI века обитель оставалась не только местом спасения инокинь, но важной крепостью на подступах к Москве. В 1571 году ее сжег крымский хан Девлет-Гирей. Учитывая стратегическое положение монастыря, в начале XVII столетия царь Борис Годунов повелел возвести мощные каменные стены со сторожевыми башнями. В 1610—1612 годах обитель несколько раз захватывали поляки. В августе 1612 года русские войска под предводительством князя Дмитрия Пожарского выиграли битву возле монастыря и двинулись на Кремль.
Собор Новодевичьего монастыря видел немало лиц, оставивших след в истории. После трагической гибели царевича Ивана — сына царя Ивана Грозного — в монастыре жила его вдова Елена. После смерти царя Федора Иоанновича в монастыре жила его вдова Ирина Годунова. Для нее построили обширные кельи (Ирининские палаты) с трапезной и домовой церковью святого Амвросия. В феврале 1598 года ее брат Борис Годунов услышал под сводами Смоленского собора решение Земского собора (своеобразного собрания народных представителей) избрать его на царство.
В стенах монастыря на казенный счет жили многие царственные и просто знатные особы. В 1654 году государь Алексей Михайлович повторно взял Смоленск, вновь потерянный в эпоху Смуты. В благодарность он передал обители богатые дары, в том числе чудотворную Иверскую икону Божией Матери.
Не все монахини высокого происхождения, жившие в монастыре, добровольно принимали решение удалиться от мирской жизни. Часто монастырские кельи становились для них местом принудительной ссылки.
Новодевичий монастырь и царевна Софья Алексеевна
Временами расцвета монастыря считаются годы фактического правления царевны Софьи Алексеевны (1682—1689). При ней расширили и укрепили стены, переоборудовали 12 башен монастыря. Над северными вратами выросла Преображенская церковь, украшением которой стал дошедший до наших дней резной иконостас. Возле южных врат построили Покровскую церковь.
Тогда же возвели обширную Трапезную палату, к которой с востока примыкает Успенская церковь. Наконец, в последний год регентства Софьи в монастыре выросла колокольня высотой 72 метра, окруженная галереями. Уже в начале XVIII века возле Преображенской церкви были воздвигнуты Лопухинские палаты. Они получили свое название от имени постриженной в монахини первой жены Петра I — Евдокии Лопухиной.
После свержения царевны Софьи Алексеевны с царского престола в 1689 году, когда она плела против Петра I интриги и была организатором стрелецкого бунта. Восстание было подавлено, стрельцы казнены, бывшую регентшу под именем инокини Сусанны отправили в Новодевичий монастырь, где она и окончила свои дни.
У Ильи Ефимовича Репина есть картина: Софья в богатой одежде стоит возле окна, забранного прочными решетками. Руки ее скрещены на груди, глаза горят, брови насуплены... Кстати, в монастыре сохранилась башня, которую в народе зовут Софьиной. К ней примыкают кельи, где томилась сестра Петра I. Говорят, если прикоснуться к стене башни и загадать желание, оно обязательно исполнится. На территории монастыря под именем инокини Елены закончила свою жизнь Евдокия Федоровна Лопухина — первая жена Петра Великого.
В 1721 году монастырь перешел в ведение Святейшего Синода, и спустя несколько лет на его территории устроили кладбище, впоследствии ставшее одним из самых известных в России. Здесь нашли последнее пристанище многие политики, ученые, деятели культуры и искусства.
В 1764 году Новодевичий монастырь лишили всех земель, дав ему взамен хлебное и денежное содержание. В 1796 году обитель пережила крупный пожар, в котором сильно пострадали Успенская и Амвросиевская церкви. По указанию Екатерины II реставрационные работы возглавил архитектор М.Ф. Казаков. Монастырь восстановили, но трапезный храм утратил первоначальный облик.
Новодевичья обитель при Наполеоне
Рассказывают, что инокини монастыря совершили настоящий подвиг во время войны 1812 года, когда в обители около месяца хозяйничали французы. Когда французские войска отступали, монастырь был подготовлен к взрыву. Но в ночь на 9 октября монахини и матушка казначея, которых французы под страхом смерти выгнали из обители, пробрались в подземные помещения и затушили уже тлевшие фитили, привязанные к бочкам с порохом. Обитель была спасена (не в пример самой Москве!), но ремонт ей потребовался серьезный.
На рубеже XIX—XX веков Новодевичий монастырь был центром паломничества, в праздник Смоленской иконы Божией Матери здесь устраивали обширные гуляния. При обители действовали приют, приходская школа и училище. В годы Первой мировой войны монахини содержали лазарет, шили солдатское белье и отправляли его на фронт.
После 1917 года
После революции в 1922 году монастырь закрыли. Власти устроили на его территории музей раскрепощения женщины.
После Октябрьской революции монастырские училище, приют и школу закрыли, из-за нехватки еды упразднили и общую трапезную. Весной 1918 года в ее стенах разместили 200 курсантов Всевобуча, которые вели себя в древней обители как варвары. Лопухинский корпус отдали под ясли.
В 1922 году монастырь упразднили. На его территории обосновался Музей раскрепощения женщины, сюда же переехал Государственный музейный фонд. Община некоторое время держалась за Успенский храм, но в итоге отобрали и его. Служившего в храме протоиерея Сергия Лебедева расстреляли в 1938 году на Бутовском полигоне. Там же приняли мученическую смерть пять бывших насельниц обители.
Молитва вернулась в монастырские стены к концу Великой Отечественной войны. Здесь разместили Православный богословский институт и Пастырско-богословские курсы, издательский отдел и производственные мастерские Московской Патриархии. Во второй половине 1940-х годов возобновились богослужения в Успенском и Преображенском храмах. Первый из них в 1964 году стал кафедральным собором митрополитов Крутицких и Коломенских. В резиденцию митрополитов превратили Лопухинские палаты.
К 1980-м годам монастырю вернули исторический облик, он превратился в туристический объект. Женская обитель возобновила свою работу лишь в 1994 году.
Удивительный православный храм Москвы.
Кладбище Новодевичьего монастыря
Новодевичий монастырь знаменит своим кладбищем. За его стенами похоронены герой войны 1812 года поэт-партизан Денис Давыдов, некоторые декабристы.
Рядом с монастырем находится Новодевичье кладбище — место упокоения известных людей нашей страны. Здесь, на так называемой Новой территории, можно увидеть надгробие первого российского президента Бориса Николаевича Ельцина, выполненное в виде трехцветного флага страны. Люди приходят к стенам монастыря положить цветы к могилам академиков и космонавтов, известных артистов, режиссеров и художников.
В 1524 году, близ Москвы, на Девичьем поле, великий князь Московский Василий III основал монастырь. Обет выстроить «девичь монастырь», а в нем храм «во имя Пречистые Богородицы» он дал еще десять лет назад, в 1514 году, когда московское войско стояло под стенами Смоленска. Осада увенчалась успехом, обет должно было исполнять.
Место для монастыря подобрали не случайным образом. Именно здесь в 1456 году москвичи провожали Смоленскую икону Божией Матери. В Москву ее принесла, согласно распространенному преданию, мать великого князя Московского Василия II (Темного) Софья Витовтовна. Ею якобы благословил Софью ее отец, великий князь Литовский Витовт.
Несколько десятилетий икона пребывала в Московском Кремле, пока, наконец, епископ Смоленский Мисаил не обратился к великому князю Московскому с просьбой о ее возвращении. Москвичи отпустили икону, сняв с нее точный — «мера в меру» — список. Много десятилетий находился он в кремлевском Благовещенском соборе, а затем был перенесен в новопостроенный Смоленский собор Новодевичьего монастыря, коего стал главной святыней.