Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире возвел Андрей Боголюбский. Однако его теперешний облик является плодом усердия Всеволода III, перестраивавшего «златоверхую Богородицу» после пожара.

Андрей Боголюбский — строитель и благоукраситель Успенского собора.

Строительство Успенского собора во Владимире

Большую часть исторического пути Владимир прошел, имея сердцевиной своей Успенский собор. В датировке собора исследователи солидарны — князь Андрей Боголюбский заложил его в 1158 году и дал основанному им собору весьма прочное обеспечение, выражавшееся как в земельных владениях, так и в десятине с княжеских доходов. И Успенский собор уподобился тем самым древней Десятинной церкви Киева.

Андрей Боголюбский стремился поднять значение Владимира как политического и церковного центра и желал даже учредить у себя собственную, стоящую вне зависимости от Киева, митрополию. Отрыв от Киева ознаменовался обращением к западноевропейским мастерам Фридриха Барбароссы в постройке Успенского собора.

В первоначальном своем виде Успенский собор представлял собой шестистолпный крестово-купольный храм с тремя алтарными апсидами. Высотой (32,3 м) Успенский собор превосходил, хоть и не на много, киевскую Софию (29 м) — и в этом тоже отразились амбиции князя.

Учитывая пожелания заказчика, особое внимание строители соборной церкви уделили ее декоративному оформлению. Кроме золоченых глав, собор имел двери, «золотом устроенные»; по верху стен, по закомарам, шли подзоры, а на сводах были бронзовые золоченые скульптуры и белокаменная резьба, фрагменты которой сохранились по сей день. В окна могли быть — по образцу западноевропейских соборов — вставлены витражные стекла. Да и сама виртуозная кладка собора, для которой использовался камень только высшего качества, вызывала восхищение.

Фрагмент уцелевшей росписи 1161 года в Успенском соборе (павлины и растительный орнамент).Внутри соборная церковь была украшена с небывалой пышностью. В 1161 году внутренние стены собора покрылись фресковым ковром, от которого до настоящего времени сохранились лишь малые лоскутья. Пол был выложен частью медными плитами, частью — поливными керамическими плитками. О богослужебной утвари и облачениях, вложенных князем в собор, не приходится и говорить: золото, серебро, драгоценные камни — все это были штатные материалы для изготовления соборного «движимого имущества».

В таком виде Успенский собор просуществовал недолго. В 1183 или в 1185 году во Владимире случился большой пожар. Огонь уничтожил внутреннее убранство собора и сильно повредил само здание, так что пришлось спешно предпринимать ремонтные работы. Великим князем Владимирским был в то время Всеволод Большое Гнездо. Он-то и восстановил Успенский собор Владимира, причем восстановление это, приведшее к полному видоизменению здания, уместнее назвать перестройкой. Работы завершились к 1188 году. Собор заново освятил епископ Лука.

Успенский собор главный и самый древний православный храм Владимира.


Саша Митрахович 27.04.2017 09:06

История Успенского собора Владимира

История Успенского собора Владимира

Условия, в которых существовал Успенский собор на протяжении своей истории, трудно назвать благополучными. Вглядываясь в его прошлое, не удивляешься утратам, понесенным им. Удивляешься тому, что храм вообще выжил.

История Успенского собора Владимира кратко

Страница Лицевого летописного свода, на которой изображены бедствия монголо-татарского нашествия. В левом верхнем углу—разграбление и сожжение Успенского собора во Владимире.Несколько десятилетий после Всеволодова поновления Успенский собор «прожил» сравнительно спокойно. Город Владимир одним из первых принял удар монголо-татарского нашествия. Город был захвачен и разорён, собор татары сожгли вместе с укрывшимися в нём жителями. Скорбно и дико выглядело пепелище прекрасного города.

Успенский собор отремонтировали только в 1280 году при сыне Александра Невкого, Дмитрие Александровиче. А в 1299 году митрополит Киевский Максим перенес во Владимир, под сень Успенского собора, свое «седалище». Киев, только что разграбленный татарами и покинутый местными жителями, не мог служить митрополиту резиденцией.

В 1408 году его расписали «Данило Иконник да Ондрей Рублев», а в 1411 году, когда город захватил и разграбил татарский царевич Талыч, собор лишился своих колоколов — они расплавились в огне. Соборные святыни и драгоценную утварь успел спрятать ключарь Патрикий. Татары пытали его и, не добившись толку, умертвили.

С 1428 года Москва сделалась «официальной столицей», митрополит Петр поселился там, обозначив тем самым ее возвышение. Успенского собор, утратив свое смыслообразующее значение в бытии Русской Церкви и государства, постепенно приходил в упадок, к началу XVII века он пребывал в запущенности.

Собор на протяжении многих лет с переменным успехом обновляли и ремонтировали, однако ж предпринятые поновления явили собой синтез бесполезности и уродства, естественно, очень скоро потребовался новый ремонт, который и был произведен в 1725—1734 годах под руководством крестьянина Якова Буева. Этот ремонт укрепил храм, но еще более исказил его первоначальный облик: позакомарное покрытие сменила четырехскатная тяжеловесная кровля, главы обрели луковичную форму.

Татары осаждают Успенский собор. Кадр из фильма А. А. Тарковского «Андрей Рублев».

В 1767 году, когда Владимир посетила Екатерина II, собор предстал перед нею с проржавевшей крышей. Царица, огорчившись бедственным состоянием древней святыни, выделила 14 тысяч рублей на ремонт и, в 1774 году состоялось освящение обновленного Успенского собора. В таком виде он пребывал вплоть до конца XIX века, последовательно приобретая — колокольню (1806), Георгиевский придел (1860), сторожку и крещальню (1871) и ограду (1870-е).

В конце XIX века была произведена первая сравнительно научная реставрация собора, к этому времени особенности жалко выглядел наружный резной декор, частью сбитый, частью замазанный известью. В 1882 году буря сломала крест на центральной главе, а в 1890 году, когда кресты стали снимать в плановом порядке, выяснилось, что все они «ветхи до невероятности» и готовы рассыпаться «при одном прикосновении рукой».

После революции собор закрыли для богослужений, в нем расположилась антирелигиозная экспозиция. Но в 1944 году верующих все же «впустили» в храм, что явилось уникальной ситуацией для столь статусного и древнего «культового здания».


Саша Митрахович 27.04.2017 09:47

Интерьер Успенского собора Владимира

Интерьер Успенского собора Владимира

После обстройки Успенского собора во Владимире галереями его интерьер стал более сумрачным, что, впрочем, не нарушило торжественности, а лишь придало ему новую интонацию.

Древние фрески, украшавшие Успенский собор, сбереглись лишь фрагментарно. В поясе северного фасада уцелел небольшой клочок росписей 1161 года. В юго-западном углу — фигуры свв. Артемия и Авраамия (1189).

На стене южной галереи остался совсем небольшой участок «предмонгольской» живописи.

В 1408 году для возобновления росписей Успенского собора во Владимир прибыли Андрей Рублев и Даниил Черный с помощниками.

Плоды их трудов представлены в соборе несколько полнее, чем фрески XII—XIII веков. Но и они находятся в сложном состоянии из-за того, что до сих пор в храме не могут создать и поддерживать оптимальный температурно-влажностный режим.

От фресок Рублева и Черного наиболее полно сохранилась композиция «Страшный суд», находящаяся, традиционно, на западной стене (под хорами). Ценность владимирских фресок Рублева хорошо понимали уже на рубеже XIX— XX веков. Путеводитель по Владимиру издания 1913 года называет их:

«драгоценными среди памятников древнерусского искусства и иконографии, сохранившихся до сего времени, наряду с остатками киево-софийских мозаик и фресок Спас-Нередицкой, близ Новгорода, церкви».

Фреску «Страшный суд» Георгиевский описывает так:

«По звуку труб ангелов земля и море отдают своих мертвецов. Восстают лики святых царей, лики святых мучеников, лики святителей в крестчатых фелонях, лики преподобных, наконец, лики святых жен... Суд совершился. За ним следует блаженство праведников и мучение грешников. Ап. Петр с ключом в правой руке ведет святых в рай...»

Часть композиции — а именно та, где изображались мучения грешников в аду, — не сохранилась.


Саша Митрахович 27.04.2017 10:26

Свято-Успенский Кафедральный Собор Владимира время посещения богослужения контакты как добраться расположение на карте

Свято-Успенский Кафедральный Собор Владимира время посещения богослужения контакты как добраться расположение на карте

График посещения Успенского собора:

Посетить Успенский собор «в туристическом качестве» можно ежедневно, кроме понедельника, с 13:30 до 16:30 (по билетам).

Богослужения в соборе:

Во время богослужений вход свободный. Но, конечно, если вы не имеете цели молиться за богослужением, будет не вполне корректно «экономить» подобным образом и разглядывать древности собора, в то время как совершается Божественная литургия.

Контакты Успенского собора Владимира:

  • Адрес: 600000, Россия, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56
  • Телефон: +7 (4922) 32-52-01
  • Официальный сайт Владимирской епархии: www.eparh33.ru
  • Официальный сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseunn.ru

Как добраться самостоятельно к Успенскому собору Владимира:

Доехать до Владимира — задача вполне посильная вне зависимости оттого, предпочитаете ли вы передвигаться на личном автомобиле или на общественном транспорте. Что касается Москвы, то из нее в направлении Владимира нужно выбираться по трассе М-7. Можно воспользоваться электричкой, отправляющейся с Курского вокзала, или поездом дальнего следования. Правда, большинство «дальних поездов» прибывают во Владимир очень неудобно — ночью.

Расположение Успенского храма на карте Владимира:


Саша Митрахович 27.04.2017 10:35
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча