Донская икона Божией Матери

Донскую икону Пресвятой Богородицы можно отличить от других икон типа «Умиление» по обнаженным до колен ножкам Богомладенца, упирающимся в левую руку Божией Матери.
Любимая нами Российская икона, распространившаяся в списках по всей России Донская икона Божией Матери была некогда написана для Успенского собора Коломны.
Существует предание, что Донская икона Божией Матери находилась в войске благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовской битве и что икону эту передали князю «донские казаки». Епископ Коломенский и Каширский Антоний (Одинович) так передавал эту историю:
«Донские казаки, уведавши о пришествии благоверного великого князя Димитрия Иоанновича в междоречии Дону и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматере образ в дар благоверному и великому князю Димитрию Иоанновичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян вручили».
Легенда эта — как ни хороша она — не соответствует действительности. Но, кстати, появление подробностей об участии донских казаков в Куликовской битве весьма характерно, поскольку именно на протяжении XVII века возрастало военно-политическое значение казачества.
Была ли Донская икона Божией Матери стане Дмитрия Донского?
А вообще, могла ли Донская икона находиться в стане Дмитрия Донского на Непрядве? Согласно общепринятой версии, нет. Считается, что икона была создана в начале 1390-х годов, когда Успенский собор, построенный князем, расписывали. Сам Дмитрий Иванович к тому времени уже скончался, и попечение об украшении собора легло на плечи его вдовы и старшего сына — великой княгини Евдокии Дмитриевны и великого князя Василия I.
Но есть и другая версия, с большим вниманием относящаяся к легенде о «донских казаках». Нет, казаков, конечно, на Куликовом поле не было. А вот Донская икона могла быть.
Князь Дмитрий Иванович заложил собор, как мы помним, после победы на реке Воже. И ничто не мешало ему заказать тогда же икону для строящегося собора. В таком случае, к 1380 году она уже была бы написана и, как мы уже говорили, могла сопутствовать князю в его очередном походе против «агарян». Научная датировка иконы, предполагающая зазор в два десятилетия, не противоречит этой гипотезе.
Кто написал Донской образ Божией Матери?
Предполагается, что Донской образ Божией Матери писал знаменитый Феофан Грек. В серьезной искусствоведческой литературе об авторстве Феофана говорится чрезвычайно осторожно (собственно, единственной бесспорной его работой признаны фрески в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде), однако стилистический анализ иконы дает, по мнению исследователей, основания для подобного вывода.
Тут опять закавыка. В конце 1370-х — начале 1380-х годов Феофан Грек находился в Новгороде. И именно этот — географический — довод выдвигают часто сторонники поздней (1392 годом) датировки Донской иконы. Правда, ничего не скажешь. Феофан был в Новгороде, расписывал Спасскую церковь, а в Москву прибыл к началу 1390-х годов. А из Москвы уже мог наведаться в Коломну, чтобы и собор фресками украсить, и икону Божией Матери для местного ряда иконостаса написать.
Возразить тут следует вот что: конечно, работа над фресками требует присутствия близ «этих самых» стен. А вот икону можно написать и «удаленно», будучи хоть в Москве, хоть в Новгороде, хоть в Константинополе. Надо только знать размеры.
Такой точки зрения на историю создания Донской иконы придерживается, в частности, коломенский писатель Р. В. Славацкий. Он же говорит о том, что и Успенский собор некоторое время именовали — по иконе — Донским.
Об изначальной принадлежности Донской иконы Успенскому собору сообщает, кроме прочего, образ Успения Божией Матери, написанный на ее обороте. Образ этот создан, судя по всему, также Феофаном Греком (искусствоведы предпочитают менее обязательную формулировку — «мастер круга Феофана Грека»),
И вот что интересно: после битвы на реке Воже русское войско возвратилось в Коломну к Успеньеву дню. И именно в Успеньев день собралось в Коломне спустя два года, чтобы идти к Дону.
Иван Грозный забирает Донскую икону Божией Матери в Москву
Известно, что государь был в своем роде богомолен и чтил святыни. «Навещая» провинциальные города, он редко возвращался в Москву без какой-либо понравившейся ему иконы (или двух, или десяти, или целого обоза).
Более полутора столетий Донская икона Пресвятой Богородицы находилась в Коломне. В 1552 году, перед походом на Казань, здесь останавливался Иван Грозный и молился в Успенском соборе перед Донской иконой. В летописном рассказе, повествующем об этом событии, Донской образ Пречистой впервые связывается с Куликовской битвой и победой Дмитрия Донского над Мамаем. Взятие Казани еще более возвеличило Донскую икону Божией Матери.
Ее перенесли в Москву, в кремлевский Благовещенский собор, и отныне цари, собираясь в поход против «неверных агарян» или готовясь отразить их натиск («Донская Матушка» традиционно воспринималась как защитница южных рубежей Московского государства), возносили свои молитвы именно перед нею.
В Коломне же памятником взятия Москвой одновременно Казани и Донской иконы осталась шатровая Успенская церковь Брусенского монастыря. Надо думать, коломенцы провожали свою святыню с великой скорбью (хотя Иван Грозный и позволил им снять с иконы два точных списка — один для собора, другой для ворот крепости). Никто, конечно, не смел перечить царю. Но, надо сказать, особенных симпатий к нему здесь тоже никогда не питали. Еще будучи шестнадцатилетним юношей, государь неприятно поразил жителей города своими странными играми — «на ходулех ходил и в саван наряжался». Потом он увез Донскую, а в 1568 году опричники по его приказу разорили Коломну. В общем, и здесь Иоанн Васильевич оставил по себе память недобрую. Однако это так, к слову.
Донская икона Божией Матери заступница земли Русской
В 1591 году Божия Матерь вновь явила свою Донскую икону неким «щитом» против иноплеменных. В то лето на Москву пошел войной крымский хан Казы-Гирей:
«сомногими ордами, с ними же быша и турские люди».
С особенной тревогой москвичи вслушивались в известия о том, что татары очень спешат:
«нигде не останавливаясь на отдых, нигде не медля, забывая даже свой татарский обычай грабить и разорять по пути города и деревни и забирать в плен население».
![]()
Донская икона Божией Матери над Пятницкими воротами Коломенского кремля. Надо сказать, что обычай предписывал в подобных местах помещать «Одигитрию». Но Коломна столь тесно связана именно с Донским образом, что и ворота также увенчали им.
Казы-Гирей рассчитывал застать Москву врасплох. И в известной степени его расчет оправдался: главное войско наше стояло близ Новгорода, другая рать находилось на Оке, в столице оставались лишь стрельцы. Но все-таки некоторую подготовку к приему незваных гостей московиты успели произвести. На том направлении, откуда ожидали врагов (между Тульской и Калужской дорогами), расположили так называемый «обоз», в котором соорудили подвижную «крепостцу», или, иначе, «гуляй-городок»:
«иже некоею мудростию на колесницах устроен и к бранному ополчению зело угоден».
Здесь же находилась полотняная походная церковь во имя Сергия Радонежского.
Всей обороной Москвы распоряжался Борис Годунов, шурин царя, первое лицо в государстве. Сам Федор Иоаннович молился — и именно перед Донской иконой Божией Матери:
«да явит и ему милость заступления Своего и избавит от пленения христолюбивыя люди Своя».
3 июля к вечеру на подступах к Москве показался Казы-Гирей. День его войско стояло против нашего (весьма малочисленного), но в битву не вступало. А утром 5 июля Казы-Гирей бежал:
«пометав на дороге лошади и рухляди и даже возки свои, в которых сам ехал».
Русское войско, вдохновленное столь очевидной милостью Божией, выступило вслед за ханом и гнало его к границе — так что в Бахчисарай Казы-Гирей явился еле живой.
А на том месте, где находилась походная Сергиевская церковь с чудотворной иконой Божией Матери, был основан Донской монастырь. Для него Федор Иоаннович повелел написать точный список с древней Донской иконы —
«подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския».
И уже в 1590-е годы установилась традиция ежегодно 19 августа (по старому стилю) совершать крестный ход в честь заступничества Божией Матери из Кремля в Донскую обитель. Это было одно из центральных «действ» московского церковного года.