История Княгинина монастыря во Владимире

История Княгинина монастыря во Владимире

Первые три века истории существования Княгинина монастыря во Владимире закрыты от нас — ценнейший монастырский архив пропал в начале XVII века, в эпоху русской Смуты, о чем есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, можно обозначить лишь два трагических события в ранней истории Княгинина монастыря. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нем резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году — в том несчастливом году кочевники напали вновь. Огонь бушевал с такой силой, что расплавились колокола. Был разрушен монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение.

В жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван «новым». Именовали его тогда еще и «Новодевичьим», а это доказывает, что на рубеже XV—XVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте.

О первом веке существования Княгинина монастыря после его возобновления известно не слишком много. Со второй половины XIV века, при Дмитрии Донском, владимирские земли стали «отчиной» великого князя Московского и превратились в провинцию, да так на ней и застывших в эпоху окончательного формирования в XVI веке единого Русского царства.

Впрочем в этот период Княгинин монастырь видел в своих стенах известных насельниц. Некоторое время в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница — дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещенная в Успенскую обитель при царе Василии Шуйском. Княгинин монастырь вполне оправдывал свое первоначальное имя. Но при этом определение «Княгинин» он утерял, вернув его лишь в 1900 году.

Княгинин монастырь тяжело пережил русскую Смуту. До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашелся щедрый благотворитель — не кто иной, как Патриарх Иосиф.

Княгинин монастырь Владимира возродился и самое главное — в 1647—1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистическом отношении наследующей росписи главного храма России — Успенского собора Московского Кремля.

После секуляризационной реформы 1764 года монастырь причислили ко второму классу — не самый плохой вариант по тем временам. О «тучной» жизни пришлось забыть, однако и о внезапно нагрянувшей нищете говорить не приходится.

Успенский Княгинин монастырь Владимира на дореволюционной открытке. Соборный храм здесь не узнать — он обезображен «наслоениями» конца XVIII века.

Между тем новый XX век монастырь встретил в цветущем состоянии — в 1900 году, в ознаменование 700-летия, его возвели в первый класс с возвращением старого имени «Княгинин».

В 1923 году Княгинин монастырь был упразднен. Монахинь вышвырнули на улицу, храмы передали музею, кельи приспособили под жилье. Несмотря на музейный статус Успенского собора, советская жизнь его была странной, двойственной — с одной стороны, в 1924—1925 годах известный реставратор П.Д. Барановский вернул ему по возможности первоначальный вид, ликвидировав все «новшества» XVIII века, а с другой — уже с конца 1920-х годов храм использовался под зернохранилище. Его росписям на пользу это не пошло: в алтаре они и вовсе оказались испорчены.

К счастью, такое «расположение» не стало окончательным. Уже в 1945—1946 годах начались серьезные работы по открытию и реставрации древних росписей; продолжились они в 1966—1983 годах — в конце концов фресковый ансамбль был восстановлен в его первозданной красоте. А в 1992 году Успенский монастырь вернули Церкви, и в нем началось возрождение монашеской жизни.

В 1992 году епископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит) Евлогий (Смирнов) благословил открытие возвращенного Церкви Княгинина монастыря — в декабре того года в обитель прибыли первые насельницы.

В Великую среду 1992 года в монастырь из Владимиро-Суздальского музея-заповедника была передана чудотворная Боголюбская икона Божией Матери — ее поместили в Благовещенский придел Успенского собора, а в мае 1993 года перенесли в основной храм.

Наконец в апреле 1993 года, в день освящения Успенского собора, в него крестным ходом принесли частицу мощей святого мученика Авраамия Болгарского, которая, вкупе с Боголюбским образом, стала главной святыней возрожденного собора. И остается ею по сей день — чудотворная же икона в 2009 году, увы, покинула монастырь, отправившись на реставрацию.

Монашеская жизнь и вообще не без скорбей, одолеваемых исключительно молитвой, — при этом сестры твердо верят в то, что Боголюбская икона, ныне в соборе замененная списком, рано или поздно непременно вернется сюда.


Саша Митрахович 13.03.2018 09:58
Загрузка...

Читать следующую статью

Архитектурный ансамбль Княгинина монастыря Владимира

Читать предыдущую статью

Успенский Княгинин монастырь Владимир

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча