Фрески Успенского собора Княгинина монастыря Владимира

Красочный фресковый ансамбль Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире сплошным пышным ковром покрывает храм внутри.
На столпах изображены святители, преподобные, благоверные князья — это, в общем-то, характерно для росписей русских храмов. Святые написаны достаточно условно. Когда-то они персонифицировались подписями, однако подписи эти не сохранились или сохранились очень плохо, и в XX веке реставраторам пришлось атрибутировать изображения по косвенным признакам — например, по иконографическому типу. Определены, в частности, святые князья: равноапостольный Владимир Святославич, страстотерпцы Борис и Глеб, Александр Невский, Всеволод Большое Гнездо, Андрей Боголюбский, Константин и Георгий Всеволодовичи...
Но самые интересные композиции находятся на южной, западной и северной стенах. Отсутствие лопаток и хор позволили авторам развернуть на просторной глади стен целые многофигурные повествования в красках. Живопись отличается чистотой красок, тонко отрисованными и подробно выписанными фигурами, чьи эмоциональные характеристики передаются жестами, наконец удивительно нарядными одеждами. Вообще, «нарядность» — один из главных признаков этого фрескового ансамбля, по общему мнению искусствоведов перекликающегося с росписями Успенского собора Московского Кремля.
Особенно любопытна композиция «Страшный суд», традиционно размещенная на западной стене. Если вы присмотритесь к группе грешников, обреченных на ад и написанных справа, прямо над змием, чье извивающееся тело снабжено бумажными кольцами с названиями грехов, — то поймете, что грешники эти представлены исключительно лютеранами и магометанами: факт, многое говорящий о мироощущении тех, кто готовил иконографическую программу этой росписи, которую без всяческих скидок можно назвать выдающимся произведением средневекового русского искусства.