Битва при Цорндорфе

Семилетняя война 1756—1763 годов явила немало примеров доблести и подлости. Чего стоили победоносное вступление русских войск в Берлин и последовавший по воцарении Петра III союзный договор с Фридрихом, перечеркнувший все победы! Сражение при Цорндорфе стало примером «бессмысленной и беспощадной» битвы той войны...
Битва при Цорндорфе вошла в историю как жестокая, даже по нынешним меркам, мясорубка (11 тысяч погибших пруссаков и 17 тысяч русских за один день) с нулевым результатом.
Битва при Цорндорфе началась утром 14 августа 1758. Фридрих II навязывал русскому командующему В. В. Фермору сражение в более чем невыгодной для русских позиции. Владея инициативой, пруссаки провели молниеносный маневр и атаковали Фермора, выстроившего каре для отражения атаки с севера, в левый фланг и тыл. Русские войска были вынуждены уже в ходе сражения разворачиваться на почти полные 180 градусов (на военном языке это называется «принять бой с перевернутым фронтом»), да еще и сражаться прижатыми к реке, практически не имея маневра!
К чему привела нерасторопность русского командующего в сражении при Цорндорфе, понятно: отходившая из-под удара конница закрыла обзор собственной пехоте, та, временно «ослепнув», попала под одномоментный удар во фронт, фланг и тыл, артиллеристы в неразберихе перепутали своих кавалеристов с вражескими (с крайне плачевными для кавалеристов последствиями), Фермор потерял управление боем...

А дальше случилось то, о чем в книгах по военному искусству никогда не писали. Русские «вгрызлись в землю». Пехота стала насмерть, отражая в крайне неудобном положении атаку за атакой. Там, где пруссакам удавалось потеснить пехотинцев, их контратаковали и отбрасывали русские конники, совершенно неожиданно для Фридриха показавшие блестящие боевые качества — они даже заставили капитулировать один из вражеских батальонов, захватив несколько орудий!
В итоге сражении при Цорндорфе, которое по всем правилам военной науки должны были с треском проиграть русские, окончилось... ничем.