Семилетняя война 1756—1763 кратко

Содержание:
На фото: «Битва при Кунерсдорфе 12 августа 1759 года», гравюра рубежа 1750—1760-х годов.
Семилетняя война (1756—1763) охватила всю Европу и даже Америку. В нее оказались вовлечены десять стран, включая Российскую империю.
С чего началась Семилетняя война
Все началось с конфликта, вспыхнувшего между Англией и Францией на Американском континенте, после чего последовало объявление войны, вызвавшее полное переформатирование сложившихся политических союзов в Европе. Пруссия, которую возглавлял честолюбивый и энергичный король Фридрих II, рвалась занять главенствующее место в европейской политике — именно она оказалась в центре всех военных событий Семилетней войны. Фридрих, прозванный Великим, несомненно, был талантливейшим полководцем, что не помешало ему проиграть крупнейшие сражения.
Кунерсдорфское сражение в Семилетней войне
Самым знаменитым из них было Кунерсдорфское. 1 августа (по старому стилю) 1759 года объединенные русско-австрийские силы под командованием генерал-фельдмаршала Петра Семеновича Салтыкова, насчитывавшие около 60 тысяч штыков, у селения Кунерсдорф встретились с 50-тысячной армией Фридриха II.
Бой продолжался весь день. Союзники измотали силы противника в грамотно организованной обороне, а потом бросились в наступление — пруссаки были разбиты наголову, в строю у Фридриха осталось не более трех тысяч солдат.
Успехи русских войск и парадоксы русского правления
Позже в этой войне происходило еще много чего, в том числе взятие русскими Берлина в 1760 году. В дальнейшем успехи русских войск следовали один за другим, но занявший в 1761 году российский престол Петр III, бывший преданным поклонником прусского короля, заключил неожиданный мир с Фридрихом — и именно тогда, когда до окончательной победы оставалось буквально полшага.
Сменившая Петра после дворцового переворота Екатерина II решила войну не продолжать. Вскоре был заключен ряд мирных договоров между разными участниками Семилетней войны, и в начале 1763 года она завершилась.
Парадоксальным образом по их результатам Пруссия, потерявшая убитыми более 260 тысяч человек и практически загнанная в угол, увеличила свою территорию почти вдвое.
Битва при Цорндорфе

Семилетняя война 1756—1763 годов явила немало примеров доблести и подлости. Чего стоили победоносное вступление русских войск в Берлин и последовавший по воцарении Петра III союзный договор с Фридрихом, перечеркнувший все победы! Сражение при Цорндорфе стало примером «бессмысленной и беспощадной» битвы той войны...
Битва при Цорндорфе вошла в историю как жестокая, даже по нынешним меркам, мясорубка (11 тысяч погибших пруссаков и 17 тысяч русских за один день) с нулевым результатом.
Битва при Цорндорфе началась утром 14 августа 1758. Фридрих II навязывал русскому командующему В. В. Фермору сражение в более чем невыгодной для русских позиции. Владея инициативой, пруссаки провели молниеносный маневр и атаковали Фермора, выстроившего каре для отражения атаки с севера, в левый фланг и тыл. Русские войска были вынуждены уже в ходе сражения разворачиваться на почти полные 180 градусов (на военном языке это называется «принять бой с перевернутым фронтом»), да еще и сражаться прижатыми к реке, практически не имея маневра!
К чему привела нерасторопность русского командующего в сражении при Цорндорфе, понятно: отходившая из-под удара конница закрыла обзор собственной пехоте, та, временно «ослепнув», попала под одномоментный удар во фронт, фланг и тыл, артиллеристы в неразберихе перепутали своих кавалеристов с вражескими (с крайне плачевными для кавалеристов последствиями), Фермор потерял управление боем...

А дальше случилось то, о чем в книгах по военному искусству никогда не писали. Русские «вгрызлись в землю». Пехота стала насмерть, отражая в крайне неудобном положении атаку за атакой. Там, где пруссакам удавалось потеснить пехотинцев, их контратаковали и отбрасывали русские конники, совершенно неожиданно для Фридриха показавшие блестящие боевые качества — они даже заставили капитулировать один из вражеских батальонов, захватив несколько орудий!
В итоге сражении при Цорндорфе, которое по всем правилам военной науки должны были с треском проиграть русские, окончилось... ничем.
Гросс-Егерсдорфское сражение

Гросс-Егерсдорфское сражение произошло 30 августа 1757 года.
В конце 1750-х - начале 1760-х годов в Европе (а также в Америке и Азии) гремела Семилетняя война. С одной стороны - Пруссия и Британская империя с колониями, с другой - Франция, Россия, Саксония и ряд других европейских стран.
Первым крупным сражением русской армии в той войне было Гросс-Егерсдорфское сражение (1757), где, как в зеркале, отразились в полной мере и русская военная мощь, и русская военная слабость.
Начать с того, что обе стороны (Россия и Пруссия) не имели достоверных сведений о противнике. Европа не видела русскую армию с Северной войны и представление о ней имела весьма слабое - да еще и с ошибкой в сторону недооценки. Русские, напротив, считали пруссаков непобедимыми. Впрочем, наш командующий - фельдмаршал С.Ф. Апраксин - был парализован не столько страхом, сколько необходимостью согласовывать каждый шаг с Петербургом.
В сражении под Гросс-Егерсдорфом он проявил удивительную беспечность - забыл про разведку и рекогносцировку. Но и его визави, И. фон Левальд, провел разведку из рук вон плохо, не разглядев фланг русской армии. В итоге бой начался неожиданно для всех. Пруссаки сориентировались быстрее, русские понесли жестокие потери, но, систематически переходя в рукопашные контратаки, при поддержке пушек сдержали противника. Перенеся направление удара, Левальду удалось выгнуть линию фронта дугой; но в этот критический момент по продвигающимся вперед пруссакам нанесли удар четыре полка П. А. Румянцева. Левальд не ожидал ничего подобного, его солдаты дрогнули, отступили, попали под огонь, побежали еще быстрее. В итоге потери в бою, который начался для русских так неудачно, были сопоставимыми. Поле боя осталось за Апраксиным, но он не стал развивать успех и отступил.
Надо ли говорить, что качества, которые русская армия проявила в сражении под Гросс-Егерсдорфом, она не раз потом проявляла в других конфликтах, отчаянно создавая себе трудности и героически их преодолевая?