Богоявленский собор Елохово Москва (Елоховский собор)

Богоявленский собор Елохово Москва (Елоховский собор)
Богоявленский Елоховский собор в Москве всегда был «народным» храмом — его прихожанами являлись, главным образом, крестьяне, купцы, рабочие заводов и фабрик. И именно к Елоховскому приходу обращались архиереи, когда требовалось собрать средства на какие-либо благотворительные нужды.

Богоявленский собор в Елохово построен на месте старого, ещё петровского Богоявленского храма, который разобрали — он уже не вмещал всех верующих, так как приход существенно увеличился. Да и в архитектуре появились новые веяния. Архитектурный проект нового Богоявленского собора был разработан известным московским архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным.

Всего за семь лет вырос современный пятикупольный Елоховский собор. Е.Д. Тюрин хотел придать классицизму более современные черты, и в поисках вдохновения обратился к эпохе Возрождения. Так, центральный купол «перекликается» по форме с куполом римского собора святого Петра работы Микеланджело. Одновременно, стремясь добиться монументальности, зодчий специально сделал пропорции Богоявленского собора визуально более тяжелыми.

Известно, что на строительство пошло 200 тысяч рублей — треть этой суммы внес купец второй гильдии Василий Щапов. 18 октября 1853 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил Богоявленский собор. Из всех православных храмов Москвы Елоховский собор сильнее других сопротивлялся борьбе большевиков с религией.


Саша Митрахович 18.02.2017 09:24

Как большевики пытались закрыть Богоявленский собор в Елохово

Как большевики пытались закрыть Богоявленский собор в Елохово

В то время как после 1917 года многие церкви либо закрывались, либо лишались своего имущества, Елоховскому собору, можно сказать, везло. В 1919 году, вскоре после регистрации общины Богоявленского собора в Московском совете рабочих и красноармейских депутатов, ей было разрешено использовать здание и богослужебную утварь «исключительно для удовлетворения религиозных потребностей». Однако уже через три года имущество начали конфисковывать, изъяв предметы общим весом более 50-ти пудов. Отдел Главнауки Наркомата просвещения позволил храму оставить лишь ценнейшие серебряные ризы XVIII—XIX веков, дарохранительницу и Евангелие XVIII века. Но вскоре в Богоявленский собор стали поступать иконы и другое имущество из закрываемых по соседству церквей.

Число прихожан стремительно росло. Здание храма даже причислили к памятникам церковной архитектуры первой категории. Когда же в начале 1930-х годов столичные власти все же решили закрыть Елоховский собор, прихожане собрали почти 5 тысяч подписей в защиту своего храма и направили их во ВЦИК. Из Моссовета, в свою очередь, написали, что церковь «так называемого» Богоявления скорее всего будет вообще снесена «ввиду того, что указанная церковь расположена на середине Елоховской площади, в связи с реконструкцией этой площади».

Но храм в Елохово уцелел. Однако власти не прекращали атаковать собор — следующие попытки его закрытия предпринимались сначала под предлогом строительства метро, потом — под предлогом непременной необходимости открыть в помещении церкви то кинотеатр, то музей редких книг.

22 июня 1941 года после воскресной литургии ответственные лица готовились огласить окончательное решение о ликвидации Богоявленского собора как дома молитвы. Сделать это помешала война. В военные годы митрополит Сергий (Страгородский) не раз обращался с амвона Богоявленского собора к «пастырям и пасомым» с призывом всем встать на защиту Родины, служил молебны о победе русского воинства, а у свечного ящика организовал сбор пожертвований на нужды обороны. Он же, кстати, первым внес свою лепту — пожертвовал бриллиантовый крест со своего клобука и наперсный крест. Всего же верующие и священники Елоховской церкви собрали для Красной Армии более миллиона рублей.

А на колокольне Богоявленского храма дежурили зенитчики, защищавшие Москву от вражеской авиации.

В 1942 году, когда город находился на осадном положении, в храме разрешили провести пасхальную службу. Тогда в затемненный и холодный Елоховский собор пришли шесть с половиной тысяч верующих.

В 1945 году Богоявленский собор получил статус патриаршего, а к 800-летию Москвы в 1947 году в него перенесли мощи святителя Алексия, митрополита Московского.


Саша Митрахович 18.02.2017 09:50

Колокола Богоявленского Елоховского собора

Колокола Богоявленского Елоховского собора

Богоявленский собор в Елохово не только никогда не закрывался, но и его колокола не прекращали звонить даже в самые тяжелые для Церкви годы.

Когда советские власти ввели запрет на колокольный звон, в одном из алтарей Елоховского собора оборудовали небольшую звонницу. В более позднее время большой колокол Богоявленского собора треснул, и тогда его место занял колокол, который приобрели... у Большого театра. Отлитый в Москве в 1900 году пятитонный колокол, в свою очередь, достался театру из снесенной церкви Николая Чудотворца в Пыжах.

В 80-е годы прошлого века — века технического прогресса — звонарей Елоховского собора попытались было заменить... звонарной машиной, но из этой идеи ничего не вышло: автомат постоянно выходил из строя, и в конце концов на колокольню вернулись живые люди.


Саша Митрахович 18.02.2017 11:39

Архитектура Богоявленского собора в Елохово

Архитектура Богоявленского собора в Елохово
Высота Богоявленского собора от фундамента до креста на куполе — 56 метров. Огромный храм (его площадь составляет 1164 квадратных метра!) может одновременно вместить три тысячи молящихся. Пятиярусный иконостас имеет в высоту 18 метров. Главный престол освящен в честь Богоявления Господня. Помимо этого, храм имеет два придела: северный — во имя Николая Чудотворца, и южный — Благовещенский. При соборе есть крестильный храм Василия Блаженного.

Елоховский Богоявленский собор — торжество позднего классицизма. Даже маленькие приходские храмы в стиле ампир смотрятся внушительными памятниками, а творение Тюрина просто грандиозно, архитектор сознательно пошел на утяжеление пропорций здания именно для придания ему максимальной торжественности.

Массивный основной объем оживлен богатым остеклением; при этом декоративное оформление стен лаконично до скупости. Автору явно хотелось не привлекать излишнего внимания к тяжелому «кубу» и перенести зрительный центр композиции вверх — на купола. Главный купол установлен на мощной световой ротонде, украшенной сдвоенными колоннами, которые полностью закрывают простенки между широкими окнами. На этом куполе помещена малая ротонда-«фонарик».

Прием, «подсмотренный» архитектором у зодчих итальянского Возрождения, подвергается художественному переосмыслению: Тюрину удалось зрительно облегчить немаленькое сооружение — не в последнюю очередь благодаря вертикально развитой форме купола и тому факту, что верх собора значительно превышает по высоте основной объем.

Четыре боковых ротонды с малыми куполами несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку — следуя русским традициям храмового зодчества, Тюрин сохраняет пятиглавие. Верх храма при этом принял пирамидальную форму, что отвечает общему замыслу вертикальной устремленности Елоховского Богоявленского собора.

Современная позолота куполов, конечно, делает храм ярким и торжественным, однако это, увы, искажение его исторического облика. С точки зрения художественных традиций классицизма, позолотить купола считалось едва ли не архитектурным нонсенсом (исключения, конечно, встречались — тот же Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, но исключения, как известно, только подтверждают правила). Изначально купола были покрыты темным металлом — сочетание голубого колера стен с серыми или почти черными куполами вполне характерно для ампира. Золото появилось уже в постсоветские годы — как знак отличия кафедрального собора и дань вкусам новейшего времени.

Завершение колокольни Елоховского собора

Завершение колокольни Стройная четырехъярусная колокольня полностью гармонирует с храмом, чего не всегда удавалось достичь архитекторам, которые вынуждены были пристраивать новые колокольни к уже существующим церквям; в данном случае обе части здания — современники, что, без сомнения, облегчило Тюрину задачу сохранения единой стилистики. И только, может быть, более старинная трапезная несколько выделяется из общего архитектурного контекста — но это способен различить лишь опытный глаз.

Решение, успешно отработанное в эпоху господства классицизма. Колонны и пилястры подчеркивают устремленность сооружения вверх. В люкарнах установлены часы, циферблаты которых выходят на четыре стороны света.

Купола

КуполаСочетание мощных купольных ротонд, характерных для итальянских базилик, с традиционным в России пятиглавием создало новый облик православного храма. Эти формы неоднократно (и с переменным успехом) копировались при строительстве соборных церквей в уездных городах России; но уже вскоре классицизм уступил место «русскому стилю», который на долгое время стал «официальным» в храмовой архитектуре.

Трапезная

ТрапезнаяТрапезная сохранилась от древнейшей церкви Богоявления — предшественницы нынешнего собора. Если присмотреться, видны стилистические различия в декоре, характерном в данном случае не столько для ампира, сколько для барокко (оформление карнизов и углов здания, более богатые наличники и тому подобное).

Настенные иконы

Настенные иконыЗавершение трапезной собора украшено настенными иконами. В центре — Иисус Христос, по бокам от него — Богородица и Иоанн Предтеча. Сейчас трудно поверить в это, но в старину иные неграмотные люди считали именно их —Святой Троицей. Борьбу с этим заблуждением, в частности, вел Патриарх Никон.


Саша Митрахович 18.02.2017 11:48

Интерьер Богоявленского собора Елохово

Интерьер Богоявленского собора Елохово

На внутреннюю отделку Елоховского собора потребовалось около восьми лет. Дело в том, что большая часть средств, собранных прихожанами, ушла на строительство огромного сооружения...

Богоявленский собор никогда не закрывался, а значит, сохранил, несмотря на неизбежные реквизиции ценностей в советское время, исторические интерьеры XIX века.

Посетители попадают в храм через притвор под колокольней. Отсюда открывается вход в широкую трапезную; ее низкие своды резко контрастируют с устремленным ввысь, хорошо освещенным внутренним объемом тела собора. Этот контраст, очевидно, входил в замысел архитектора, создававшего и своего рода «эффект неожиданности», и атмосферу благоговейного трепета, которая должна окружать каждого входящего в храм.

Плафон центрального купола Богоявленского собора украшен большим изображением Ветхозаветной Троицы. Крупные окна купольной ротонды пропускают в храм широкие потоки естественного света, который зрительно еще более увеличивает внутренний объем.

В простенках между окнами по окружности ротонды располагаются образы русских святых: княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского, Даниила Московского и Василия Блаженного...

Своды собора поддерживаются четырьмя большими четырехгранными столпами. Видны только два из них, остальные скрыты большим пятиярусным иконостасом, вырезанным из дерева и покрытым позолотой. Иконостас этот сохранил образа, написанные в середине XIX века.

Роспись на стенах собора относится к началу XX века. Выполнили ее мастера из Мстеры — известного центра русской иконописи. Руководил артелью знаменитый реставратор Василий Павлович Гурьянов —тот самый, который очистил от позднейших наслоений и открыл для нас оригинальные краски «Троицы» кисти Андрея Рублева.

В южном, Благовещенском, приделе храма погребен пятнадцатый Патриарх Московский и всея Руси — Алексий II, скончавшийся 5 декабря 2008 года.


Саша Митрахович 18.02.2017 12:11

Елоховский Богоявленский собор Москвы контакты богослужения как добраться самостоятельно расположение на карте

Елоховский Богоявленский собор Москвы контакты богослужения как добраться самостоятельно расположение на карте

В 2013 году исполнится 160 лет с момента освящения Богоявленского собора в Елохове. Храму поистине повезло: несмотря на все исторические перипетии, он никогда не закрывался — даже после Октябрьской революции 1917 года.

Богослужения в Елоховском Богоявленском соборе:

Богослужения в Елоховском соборе проходят ежедневно:

  • Литургия в 8:00, вечернее богослужение в 18:00 летом и в 17:00 зимой.
  • По воскресеньям и праздничным дням ранняя литургия служится в 6:30, поздняя в 9:30.
  • Престольный праздник Богоявление (Крещение Господне) 6/19 января.

Контакты Елоховского Богоявленского собора:

  • Адрес: 105066, Россия, Москва, ул. Спартаковская, 15
  • Телефон: +7 (499) 267-75-91
  • Сайт: www.elohovosobor.ru
  • E-mail: eloxovka@mail.ru

Как добраться самостоятельно к Богоявленскому собору Москвы:

Проезд до станции метро «Бауманская». Собор находится в двухстах метрах от выхода из метро. Наземным транспортом — троллейбусы №№ 22, 25,45. 88.

Расположение Богоявленского собора на карте Москвы:


Саша Митрахович 18.02.2017 12:26
Загрузка...

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Каптча