Большой собор Донского монастыря

Заложенный в 1684 году по обету царевны Екатерины Алексеевны (старшей сестры Петра I), Большой собор Донского монастыря строился первоначально на средства казны и довольно споро. К 1686 году его возвели до глав, но затем строительство «по случаю Крымского похода и за умалением казны монастырской было остановлено». Освящение собора состоялось лишь в 1698 году.
Как и Малый собор с его крещатыми сводами, Большой собор в своем роде уникален для русского зодчества. Подобных храмов — когда к центральному объему, квадратному в плане, примыкают овальные башни, — в России очень мало. Наиболее характерно такое композиционное решение для храмов Украины. Там «пятибанные» (то есть пятибашенные) церкви — далеко не редкость. Собор, таким образом, отразил в своем архитектурном облике исторические реалии, а именно — недавнее принятие Малороссии под скипетр московского государя.
Внимание во внутреннем убранстве Большого собора привлекает резной иконостас, создававшийся в 1690-е годы. До 1922 года, когда большевики «с революционной беспощадностью» произвели реквизицию монастырских ценностей, многие иконы, как в иконостасе, так и в приделах, имели серебряные оклады. Оклады эти были особенными: их изготовили из серебра, похищенного в 1812 году французами и отбитого у них донскими казаками. В 1752 году на средства купца К. Замятина в соборе настлали пол из чугунных плит, сохранившийся до настоящего времени.
В крипте Большого собора устроен храм в честь Сретения Господня. Освященный 24 сентября 1712 года, он стал усыпальницей для многих представителей грузинской царской фамилии Багратиони. В частности, в нем была погребена царевна Дареджан, на средства которой и совершилось устроение храма.