Борис Петрович Шереметев
Борис Петрович Шереметев (1652—1719) происходил из древнего боярского рода, был выдающимся полководцем, сподвижником царя Петра I, основателем знаменитой фамилии Шереметевых, ловким дипломатом, первым российским графом (1706 г., графский титул ему первому в стране дал царь Петр I), одним из первых русских масонов. Шереметев служил при царском дворе с 13 лет, потом поступил на военную службу.
Во время Северной войны он командовал войсками в Прибалтике, на Украине, был главнокомандующим в Полтавской битве ( 1709) и Прутском походе. Победив в сражении при Эрестфере (1701), он развеял мнение европейцев о непобедимости шведов.
Петр I наградил его орденом Святого Андрея Первозванного (незадолго перед тем учрежденного) и возвел его в чин генерал-фельдмаршала).
Для Шереметева была характерна осторожность, основательность в подготовке военных действий. Для него было важно не побыстрее получить победу в бою, в военной кампании, не захватить побольше добычи, а отстоять интересы России при минимуме потерь (берёг солдат, лошадей, орудия и т.п.).
Как военный человек, он выполнял приказы царя-помазанника Божьего, но нередко тяжело страдал, что ему приходится исполнять порой спорные приказы Петра I.
Шереметев симпатизировал царевичу Алексею Петровичу (1690—1718) и не участвовал в суде над ним, поскольку не желал осуждать его.
Шереметев не любил воевать с соотечественниками, тем более — с простым людом. Так, когда в 1706 г. в Астрахани вспыхнуло восстание и Петр I отправил его на подавление этого восстания, фельдмаршал был подавлен. Шереметев пытался миром успокоить восставших, а они не поддавались уговорам.
Он стал раздражительным, подчинился приказу царя, навел порядок в Астрахани. Шереметев считал, что за участие в этом карательном деле он со временем получил кару Божию.
В новой военной кампании пришлось оставить у турок в Царьграде в качестве заложника его сына — полковника Михаила, который в Россию не вернулся; его кончина (1714) стала непоправимым горем для Б.П. Шереметева.
Б.П. Шереметев детство и юность провел в Киеве, учился в духовной академии, знал несколько иностранных языков, в том числе греческий, латинский, польский. Шереметев принимал разумные новшества, смолоду не носил бороду, был горячим западником.
Тем не менее он не считал полезным слепо копировать в России западные новации; считал, что их нужно знать, но разумно применять в русской практике, приближая их к реалиям России.
Шереметев был дважды женат, в период военных походов имел временных жен-простолюдинок. В плену или в домашнем услужении у 50-летнего фельдмаршала в 1702 г. была 18-летняя Марта Скавронская, ставшая со временем подругой А.Д. Меншикова, а затем и самого царя Петра I, а еще позже — его официальной женой, императрицей Екатериной I.
После смерти первой жены Шереметев был вдовцом 30 лет, к 60 годам решил стать монахом, но царь Петр сосватал ему молодую Анну Петровну Нарышкину, его родственницу (боярыня Анна Петровна, в девичестве Салтыкова, была вдовой дяди Петра I — П.К. Нарышкина).
Второй брак Шереметева был удачным, родились дочь и 3 сына, доставивших ему много радости на старости лет, особенно когда он полностью отошел от государственных дел (1718).
Шереметев жил с 65 лет в любимой им Москве. К этому времени царь Петр I почти его забыл, потому что больной и старый Б.П. Шереметев был ему не нужен.