Братское кладбище на Соколе

На фото: Офицерский участок Братского кладбища на Соколе. Фотография 1916 года.
Братское кладбище на Соколе образовалось спустя полтора месяца после начала той страшной войны, великая княгиня Елисавета Федоровна обратилась тогда к московским властям с просьбой устроить на окраине Москвы кладбище для захоронения воинов, умерших от ран в московских госпиталях. Выбор пал на село Всехсвятское — а точнее, на бывшую усадьбу грузинских царевичей, в которой имелся большой парк. Сегодня это район Москвы Сокол.
Похороны первых пяти героев состоялись здесь в феврале 1915 года. Спустя полгода на Братском кладбище на Соколе было выделено специальное место для погребения погибших сестер милосердия. Каменные надгробия на здешних могилах не ставили (были лишь единичные исключения из этого правила), могильные холмики выстраивались в бесконечные ряды, сообщавшие скорбному месту атмосферу торжественности.
До завершения Первой мировой войны на Братском кладбище упокоились более 18 тысяч человек. Впрочем, захоронения на нем совершались и позже — вплоть до 1940-х годов. Здесь хоронили юнкеров, защищавших Кремль во время октябрьского переворота 1917 года; в сентябре 1918 года у кладбищенских стен расстреляли епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова), настоятеля собора Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова, бывших царских министров Н. А. Маклакова и А.Н. Хвостова, бывшего председателя Государственного совета И. Г. Щегловитова...
С началом массовой застройки района Сокол в 1940-х годах память об «империалистическом» кладбище решили стереть с лица земли. Кладбищенский Преображенский храм снесли (мемориальная часовня была уничтожена еще в 1925 году), построив на его месте кинотеатр; от могил не осталось и следа.
В лихие 1990-е годы на территории Братского кладбища на Соколе чуть не устроили рынок — к счастью, неравнодушная общественность не позволила сделать это, и в 1994 году кладбище объявили мемориальной зоной.
Хотя на кладбище оно сейчас вовсе не похоже — скорее, на парк культуры и отдыха. Не знаем, правильно ли это. Во всяком случае, глядеть на молодежь, шумно и беззаботно фланирующую там, где лежат десятки тысяч наших соотечественников, отдавших жизнь за родину, больно...